Подведены итоги российского фестиваля «Кинотавр-2014». Когда в жюри председательствует такой крупный режиссер, как Андрей Звягинцев, ошибки в выборе победителей обещаны минимальные. Так и получилось: награды достались достойным.

Испытание. Реж. Александр Котт. 2014 Испытание. Реж. Александр Котт. 2014

Гран-при «Кинотавра-2014» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон» получил фильм «Испытание» режиссера Александра Котта и продюсера Игоря Толстунова. Минималистская картина, снятая в казахской степи (роль которой играла крымская степь) накануне испытания термоядерной бомбы в 1953 году. Впрочем, усилиями режиссера Котта, художника картины Эдуарда Галкина и оператора Левана Капанадзе (приз «Кинотавра» за операторское мастерство) в фильме создан мир без точного времени, ибо целью было создания мифологического пространства накануне Апокалипсиса.

В «Испытании» нет ни единого слова. Обо всем говорят лица, глаза, общие, средние и крупные планы, созданные с картинной точностью. Простая до сказки история о девочке, живущей с отцом в маленьком степном доме, о русском парне-фотографе, случайно заехавшем в это местечко, чтобы набрать воды, о парне-казахе на лошади, влюбленном в девочку и мечтающем на ней жениться. История о первой любви, сопровождаемая дуэлью русского и казаха, утрате отца, умершего от радиооблучения (украл, дурак, радиоактивные железные костыли и быстро попал в могилу), о хрупкости человеческой жизни перед натиском вселенского ужаса в виде ядерного взрыва. Котт и раньше снимал немые короткометражки, потому знает, как держать напряжение за счет немоты, которая позволяет не отвлекаться от чистой картинки, от солнечного заката, от быстро испаряющейся воды на раскаленных камнях, от трепета волос на ветру. И что самое главное от гигантского ядерного гриба, который вырастает именно тогда, когда влюбленные воссоединяются.

Испытание. Реж. Александр Котт. 2014 Испытание. Реж. Александр Котт. 2014

То, что этот фильм, законченный за пять дней до начала фестиваля, и представляющий собой радикальный «анти-мэйнстрим», попал на «Кинотавр», прощальный знак этого года. В следующем году подобного чуда не будет, поскольку Минкульт своим новым законом обязал российские фестивали с 1 июля 2014 года показывать в программах только картины, получившие от него прокатное удостоверение. То есть теперь Минкульт — главный фестивальный отборщик и полноправно решает, что будет на фестивалях, что нет. И уж точно на них не будет фильмов с матерной лексикой.

Вроде другого участника кинотаврского конкурса «Комбинат Надежда» Наталии Мещаниновой, содержащий огромное число нецензурных выражений. Сейчас известный документалист, а теперь дебютант в игровом полном метре, Мещанинова монтирует прокатную версию фильма, в которой нецензурная речь жителей города Никеля заменена на «пристойности». Монтирует, чтобы спасти фильм, хотя сама, судя по выступлению на пресс-конференции, точно уверена, что так в Никеле не говорят. На «Кинотавре» ее пронзительная социальная картина, рассказывающая о молодых женщинах в отсутствии нормальных мужчин оторванного от материка железного города, пришлась по душе своей реалистичной, программно документальной фактурой, напомнившей о том, что со времен итальянского неореализма кино может черпать из повседневности пронзительные человеческие истории.

Комбинат Надежда. Реж. Наталья Мещанинова. 2014 Комбинат Надежда. Реж. Наталья Мещанинова. 2014

«Кинотавр-2014» лишний раз доказал, что именно он отвечает за кино социальное и актуальное, открывающее шум и ярость, боль и надежду настоящего момента. Своим выбором победителей жюри оказало ему в этом поддержку. Приз за лучший дебют получил игровой фильм документалиста Ивана Твердовского «Класс коррекции», рассказывающий о тяготах пребывания в школе старшеклассницы-инвалида, о первой любви, об издевательствах сверстников и учителей, о том, что в современной российской жизни, не предусматривающей никаких поблажек и подпорок нездоровым людям, нужно вставать на ноги ценой собственной воли, чтобы не сдохнуть окончательно. В мировом фестивальном кино стало практически трендом находить игровое в документальном, конструировать реальность, так, чтобы она смотрелась подлинной. Кинокритик Зара Абдуллаева назвала это «постдоком». Но когда смотришь на российскую реальность, укрупненную документалистским подходом, вроде той, которая возникает в «Классе коррекции» или в «Комбинате Надежда», становится ясно, что сегодня даже не нужно вспоминать никакой ядерный взрыв, не нужно никаких испытаний из прошлого. Апокалипсис - здесь, в повседневности, и управляет хрупкой человеческой жизнью, не оставляя надежды на будущее.

О программе "Кинотавра-2014» читайте также:

Анжелика Артюх "Парад звезд и дураков"