Наследие петербургских художников, героев начала 1990-х годов - Тимура Новикова, Георгия Гурьянова, Владислава Мамышева и других, - после их смерти стремительными темпами музеефицируется и мифологизируется. В связи с этим ART1 задал три вопроса исследователю петербургского искусства Екатерине Андреевой.

AdM Monro

Скоро в издательстве Ad Marginem выходит Ваша небольшая книга о Мамышеве-Монро. Расскажите, пожалуйста, об этом тексте.

Книжка была написана в октябре и должна была выйти из печати в декабре прошлого года. По не зависящим от меня причинам все это переехало на этот год. Речь идет об издании серии небольших книг с картинками на русском и английском про самых известных художников ХХ века. Если я не ошибаюсь, в первом выпуске - Мамышев, Кабаков, Попков и Дейнека. Александр Иванов сказал, что мой текст - это тост, посвященный Владу-Королевичу. Мне такое определение очень понравилось, потому что Владик, Тимур, Вадим Овчинников, Георгий, Костя Гончаров - художники, в честь которых хочется говорить так, словно они живы.

Новиков и Монро окончательно причислены к сонму бессмертных, это результат в том числе и Ваших трудов. Хочется спросить: что дальше? Какие проблемы в изучении и осознании этой ветви современного русского искусства еще остались не решенными? По общему и часто высказываемому ощущению, наследие Новикова лежит "мертвым грузом" и давит.

Что касается Вашего и "общего ощущения", то не могу не спросить у Вас и у всех испытывающих его: на что именно наследие Новикова давит, на какие органы? Перевернитесь на другой бок, поменяйте матрас, наконец, купите ортопедическую подушку. С тем, что искусство Новикова и Мамышева мало связано с современностью, согласиться сложно. Целые блоки современного сознания в искусстве Мамышева были предсказаны. Образы "Горизонтов" Новикова только что на юбилейной церемонии премии Сергея Курёхина в Главном штабе зажили новой жизнью.

timur_2

Два больших статусных русских художника представлены в основном проекте Манифесты. Имена Новикова и Монро оказываются скорее рядом с Пиранези, Матиссом, Бойсом, нежели с действующими сейчас художниками. Как пройдет такое испытание классическими ценностями, учитывая, что до сих пор современное искусство не встроено толком в местную (и шире - русскую) жизнь?

В целом ответ один: надо делать нормальную постоянную экспозицию петербургского искусства ХХ века на основе таких выставок, как "Круг художников" и "Удар кисти" Русского музея, "ОНЖ" Нового музея. Правильнее всего было бы сделать большую временную выставку ленинградского экспрессионизма, как я называю все это искусство, свозить ее в Третьяковскую галерею и при благоприятных обстоятельствах в Европу. А потом шедевры оставить в постоянном экспонировании каждого из музеев. Я говорю опять-таки о ГРМ и о "Новом музее". Было бы также хорошо добавить к залам Кабакова и Пригова в Эрмитаже хотя бы зал Новикова и Гончарова (костюмы Гончарова уже давно есть в эрмитажной коллекции).

Пора наконец перейти от спорадических наблюдений к показу нашей традиции во всех ее основных картинах. Я только что сделала выставку "Клуб друзей", посвященную Тимуру, "Новым художникам" и Новой Академии Изящных Искусств в Лондоне. Меня попросили устроить отдельную экскурсию для коллекционеров. Пришли на нее и сотрудники «Тейт модерн», которые изумлялись буквально всему: и панно Тимура, и живописи Котельникова, Сотникова, Вадима Овчинникова, Инала Савченкова, Виктора Кузнецова, Георгия Гурьянова, фильмам "Пиратского телевидения" и некрореалистов, костюмам Гончарова. Они даже не подозревали, как и большинство отечественных зрителей, что есть такое замечательное, своеобразное, незаштампованное арт-бюрократией живое творчество.

Для тех же, кто интересуется капитализацией коллекций, очевидно, что в последние 10 лет, независимо от кризисов, наблюдается стабильный рост цен на искусство таких известных художников, как Новиков и Гурьянов. К ним непременно присоединятся и все основные звезды петербургского искусства. Так как произведений на рынке больше не становится (их вообще не очень много), они будут дорожать, чем дальше, тем сильнее. И не потому, что художники "в тренде", а потому, что настоящее искусство - самая большая редкость, и оно всегда будет востребовано.