Джек Уайт выпустил второй сольный альбом «Lazaretto». Содержание его также эклектично, как жизнь и труды неутомимого гитариста. По подходящему поводу ART1 провел целое исследование богатой карьеры музыканта и остался очень впечатлен. Гаражный рок, блюз, кантри, специфика виниловой записи и редкие модели гитар — глаза разбегаются, а в ушах жужжит.

800_JW General Press Shot #2 by Mary Ellen Matthews Джек Уайт и акустическая леди. Фото: Мэри Эллен Мэттьюс

 

ДЕТРОЙТ

Джон Энтони Гиллис — это настоящее имя Джека Уайта — застолбил себе заметное местечко на доске почета Города Моторов. Игги Поп и The Stooges, MC5, The Detroit Wheels, Electric Six, The Go, The Dirtbombs, The Von Bondies, Bantam Rooster, Detroit Cobras — только  поверхностный список многое скажет любому рок-н-ролльщику. Эти команды без конца играли в жутких местах на убитом оборудовании, а гаражный рок подавался с панковской энергией.

Джек Уайт вырос в семье католиков и был самым младшим среди шести братьев и трех сестер. Семьей предполагалось, что он должен был пойти в священники. Но юный гитарист понял, что в семинарии ему не позволят оставить только что купленный усилитель, и план жизни резко изменился. В фильме «It Might Get Loud» Уайт описывает свою любовь к музыке: в его крохотной комнате не было ничего, кроме пластинок, барабанов, гитар и матраса – обычная кровать уже не помещалась, она занимала слишком много места.

 

 

THE WHITE STRIPES

Дуэт с барабанщицей Мег Уайт и главная команда в жизни Джека Уайта  появилась в 1997-м году в Детройте. На красно-белую парочку серьезно повлияла группа из Северной Каролины Flat Duo Jets — у тех тоже не было баса, зато энергия так и плескала. Мег, конечно, не поставишь рядом с Кейтом Муном или Джоном Бонэмом, однако в студии и на сцене между Уайтами мелькали молнии. До участия в группе Мег барабанных палочек в руках почти не держала, но незамутненный и аскетичный до примитивности подход сработал. То же самое, кстати, можно сказать и о партиях Джека — никакой эквилибристики, только мощь, простота и, в результате, эффективность как от удара током.

Одноименный дебют 1999 года отражал любовь Уайта к раннему американскому блюзу. Грязный звук, короткие песни – два человека просто джемуют в гараже. В следующем году вышел «De Stijl», где в песни стали проникать поп-рок. Наконец, «White Blood Cells» в 2001-м вывел группу в лидеры нео-гаража, а песни типа «Dead Leaves and the Dirty Ground» и «Hotel Yorba» проникли на форматное радио. На четвертой пластинке «Elephant» Уайт представил трек «Seven Nation Army» — уже безусловную классику рока. На «Get Behind Me Satan» группа нарушила все ранее установленные для себя правила. Хоть записывались они в подвале, но помимо гитар использовали фортепиано, перкуссию и маримбу. С этим альбомом The White Stripes приезжали и в Россию. Их последний во всех смыслах альбом «Icky Thump», вышел в 2007-м. Воображение он уже не поражал, возможно, потому что это была работа состоявшегося коллектива, который, по большому счету, в своем разряде сказал уже все, что мог. Группа официально распалась 2 февраля 2011 года.

Одним из главных вопросов в статьях о The White Stripes всегда был «Мег Уайт – жена или сестра?» Джек никогда не любил рассказывать о своей личной жизни. Пресса, однако, раскопала документы, которые свидетельствовали, что Джек и Мег были женаты с 1996 года и развелись в 2000-м.

 

 

THE RACONTEURS

Сторонние проекты стали появляться у Джека Уайта еще параллельно The White Stripes. The Raconteurs вышли в мир в 2005 году, после того, как он затусил со своим другом Бренданом Бенсоном. Посиделки с джемом отозвались песней «Steady, As She Goes» — как водится, простой и приставучей. В новую группу вошли также Патрик Киллер и Джек Лоуренс из The Greenhornes, которых Уайт продюсировал. Массовая публика впервые услышала, как он звучит в формате обычной группы. Роль Бенсона была не менее важна, и, помимо блюз-рока, квартет заигрывал с пауэр-попом и нео-психоделикой, а на втором альбоме, «Consolers of the Lonely», добрался до кантри, фолка и панка. В начале 2013-го The Raconteurs попытались записать новые песни, но материал участников не удовлетворил, и сейчас группа находится в замороженном состоянии.

 

 

THE DEAD WEATHER

Группа появилась в 2009 году из-за случившихся у Уайта проблем с голосом во время тура  The Raconteurs. Группу временно дополнила Элисон Моссхарт из дуэта The Kills. В итоге, послушав ее, Уайт решил, что можно организовать и еще одну команду. Басист Джек Лоуренс был рекрутирован из The Raconteurs, гитаристом и клавишником позвали Дина Фертиту из Queens of the Stone Age. Сам идеолог группы взялся стучать на барабанах — кстати, в середине 90-х именно это было его основным занятием в составе детройтской кантри-панк-группы Goober & the Peas. Про гитару и вокальные обязанности он тоже не забывал, причем зачастую вместо пения выдавал речитативы. The Dead Weather, несмотря на очевидные заимствования из  шестидесятнического рока,  звучат своеобразно, благодаря мрачному, почти готическому звуку. В дискографии команды пока только два альбома — «Horehound» (2009) и «Sea of Cowards» (2010) — но, кажется, ими дело не ограничится. В этой супергруппе важен каждый. Первый сингл «Hang You from the Heavens», к слову, написали Фертита с Моссхарт. Так что остается подождать очередной паузы в гастрольных графиках всех участников.

 

 

СОЛО

До некоторых пор Уайт ограничивался в сольной карьере случайными проектами. Он пел у Electric Six, записал с Алишей Киз песню «Another Way To Die» для фильма «Квант милосердия», работал над саундтреком к фильму «Холодная гора». Из более оригинальных предприятий — проект Danger Mouse и Даниэля Люппи «Rome», посвященного спагетти-вестернам; Уайт подпел здесь в нескольких песнях. Пройти мимо проекта, где винтажный звук создавался музыкантами, которые играли у самого Эннио Морриконе, и в самом деле, было бы трудно.

Первый собственный диск «Blunderbuss» Уайт выпустил в 2012 году и показал свои эклектичные вкусы в полной мере. Здесь много песен под пиано и орган, а первый сингл «Love Interruption” — акустический, с кларнетом и женскими подпевками. В «Hip (Eponymous) Poor Boy» он подкалывает самого себя, в «Take Me with You When You Go» вставляет оркестровые сэмплы.

Для новейшего «Lazaretto» Уайт взял многие тексты из старых дневников, которые он писал в 19 лет – ему понравилась бесхитростность и страстность текстов. И впервые он не сочинял их разом, у некоторых треков слова появились спустя 7-8 месяцев. Также Уайт обратился к компьютерам и программе Pro Tools – перегонял треки с пленки в компьютер, редактировал – а потом записывал обратно на пленку. Скажем, «High Ball Stepper» – это три разных концертных выступления, склеенные вместе. Разнообразие удивляет и в новом альбоме. Заглавный трек хотя официально и считается принадлежащим к гаражному року, до боевиков Red Hot Chili Peppers ему не хватает разве что Фли на басу. Зато би-сайдом сингла стала песня Элвиса Пресли. В «Just One Drink» Уайт предстает подобием Бинга Кросби на вокале у The Black Keys. А в «Would You Find For My Love?» использует опыт работы музыкантами из Италии.

 

 

ГИТАРЫ

В фильме «It Might Get Loud» Уайт мастерит гитару из куска дерева, двух крючков, бутылки из под «колы», струны и звукоснимателя. Тем самым он показывает, что не гонится за марками — даже самый дешевый инструмент может звучать интересно.

Наряду с электроклассикой Gretch, Уайт предпочитает и менее раскрученные брэнды. На сцене его можно было увидеть с гитарами JB Hutto Montgomery Airline — во времена The White Stripes она была основным рабочим инструментом — и Airline Town & Country Deluxe, Harmony H73 и Crestwood Astral II. В ходе тура с The Raconteurs Уайт представил свою разработку с мастером Рэнди Парсонсом – копию Gretsch Duo Jet под названием Gretsch Triple Jet. Его любимые педали эффектов — Electro-Harmonix Big Muff и DigiTech Whammy WH-4. С помощью последней можно менять тон звука, для The White Stripes, выступавших без басиста, эта педаль оказывалась и просто элементарной необходимостью.

JB Hutto Montgomery Airline — «фирменная» гитара Джека Уайта.

 

МУЗЫ

Любопытно, что самые эффектные пластинки, которые Уайт продюсировал, спеты женщинами. Он помогал в 2011-м своей второй жене Карен Элсон с диском «The Ghost Who Walks». И это вовсе не блюз или кантри, а инди-фолк и нойз-поп. Очередное доказательство того, что любовь способна на все.

Одной из наиболее полюбившихся критикам и публике совместных работ Уайта стал «Van Lear Rose» легенды кантри Лоретты Линн, выпущенный в 2004-м, причем певице тогда было 72 года, а продюсеру 28. Еще в юности гитарист посмотрел биографический фильм «Coal Miner's Daughter» об основных этапах карьеры Линн — и укрепился в решении заниматься музыкой. Впоследствии он посвятит ей альбом «White Blood Cells». В «Van Lear Rose» Линн отвечала за традиции, а Уайт за мистическую атмосферу. Лучшие треки здесь – их дуэт «Portland, Oregon» и композиция Уайта «Little Red Shoes».

В 2011-м вышел альбом Ванды Джексон «The Party Ain’t Over». На этот раз Уайт работал с первой леди рокабилли. Вместе они отобрали чужие треки, которые нравились обоим – от Боба Дилана до Эми Вайнхаус. Получилось изысканное кабаре, в котором пополам рокабилли и современного звука.

 

 

КИНО

Помимо саундтреков, Уайт участвовал в создании фильмов и как актер и герой. Началось все в 1987-м с картины «The Rosary Murders», где он сыграл роль мальчика у алтаря. Кроме того, в комедии 2007 года «Взлёты и падения: история Дьюи Кокса» Уайт изображает Элвиса Пресли. Хотя, лучше всего, конечно, он смотрится в эпизоде джармушевского фильма «Кофе и сигареты» с рассуждениями о Николе Тесла. Впрочем, самой важной картиной для него объяснимо остается документальная «It Might Get Loud» 2009 года. Здесь Уайт в компании с Джимми Пейджем и Эджем из U2 обсуждает музыку, гитары и то, как на них можно играть. И выглядит на фоне отцов-ветеранов достойным героем и символом новой эпохи. Именно на съемках фильма за 10 минут он записал свой первый сингл «Fly Farm Blues». А его старшие товарищи с восторгом поучаствовали в джеме на тему «Seven Nation Army”.

 

 

THIRD MAN RECORDS

Название лейбла Third Man Records, лого которого стоит на всех альбомах The White Stripes, имеет много смыслов. Есть в нем и своя преемственность: Third Man Upholstery называлась компания Уайта по ремонту мебели. «The Third Man» — это и название фильма  Кэрола Рида с участием Орсона Уэллса, получившему главный приз Каннского фестиваля 1949 года. Джек Уайт в интервью неоднократно подчеркивал свою любовь к числу 3, и в песне The White Stripes «Ball and Biscuit» прямо называл себя «the third man». В 2009-м лейбл обрел свой офис, магазин, концертную площадку, киностудию в Нэшвилле. В магазине прошло первое выступление The Dead Weather. Также здесь есть музей «Third Man Novelties Lounge» с фотобудкой, видео-джукбоксом и прочими чудесами прошлого.

 

 

БЛЮЗ И ГАРАЖНЫЙ РОК

На Third Man переиздавались записи лейбла Document, собравшего огромную коллекцию винтажного блюза 1920-1930-х годов. Около 900 альбомов, собранных австрийским меломаном Джонни Партом, Уайт начал скупать еще в молодости, после того, как его семья была вынуждена продать собственную коллекцию блюза. С тех пор его героями стали артисты вроде Чарли Паттона, Mississippi Sheiks или Сона Хауса — особенно любимейшая песня Уайта «Grinnin' in Your Face». В этих записях — суть творчества Уайта: грубые, честные, непритязательные песни, в которых трех нот хватает и для музыки и для смысла. The White Stripes играли каверы на Блайнд Уилли Мактелла и Сона Хауса, новая песня Уайта «Three Women» была непосредственно  вдохновлена Мактеллом. В оформлении дисков The White Stripes копировали двухцветный стиль и шрифты Document Records. Прямолинейность и спонтанность таких записей для Уайта — залог успеха. К примеру, в 2001 году он спродюсировал сборник «Sympathetic Sounds of Detroit», в котором все 14 участников сыграли песни на одном и том же оборудовании.

 

 

ВИНИЛ И АНАЛОГ

В 2012 году Уайт сказал в интервью журналу Spin: «В последние 20 лет музыка записывалась цифровым технологичным дерьмом, которое вынуло из нее всю душу». Одна из основ успеха лэйбла Third Man Records, конечно, помимо имени Уайта — его помешательство на виниле. И это не только обычные пластинки, но и усовершенствованные. В одной из версий альбома «Lazaretto» под названием «Lazaretto Ultra LP» диск крутится от центра к краю. В зависимости от того, как поставлена игла проигрывателя, слушатель может получает электрическую или акустическую версию вступления к песне «Just One Drink». Еще одна композиция спрятана под «яблоком». Треки на одной и той же пластинке оказываются записаны на 33-й, 45-й и 78-й скоростях. Плюс голограмма в оформлении.

Саму песню «Lazaretto» для Record Store Day Уайт записал вживую перед слушателями по старым методам — музыкант играет, а игла выводит на диске дорожку. В итоге, как гласит история, через 3 часа 50 минут и 21 секунду Уайт лично продавал желающим первые копии сингла.

Еще проще Уайт записал альбома Нейла Янга «A Letter Home». Он посадил его в войсограф, будку-автомат 40-х годов для записи музыкальных открыток за 35 центов. Янг спел кавер-версии Вилли Нельсона, Фила Окса, The Everly Brothers, Брюса Спрингстина, Боба Дилана, а сам Уайт подыграл в двух треках. Дедовские методы не подвели.