В Мариинском театре пройдут выпускные концерты Академии Русского Балета. Лучшая балетная школа страны предъявит новое поколение артистов в программе, где будут два одноактных спектакля («Консерватория» Августа Бурнонвиля и «Пахита» Мариуса Петипа) и концертное отделение. О выпуске и выпускниках ART1 поговорил с исполняющим обязанности ректора АРБ Николаем Цискаридзе.

13p_sis600

Что такое выпускной концерт? Ставятся ли ученикам оценки за выступления?

Нет, оценки не ставятся. Это своеобразное подведение итогов, и задача педагогов - как можно выгоднее и успешнее показать ученика. Еще очень важный момент: те выпускники, кто учился в Москве и в Петербурге, получают шанс выступить на исторических сценах Большого и Мариинского театров. Очень немногие из них – те, кто очень хорошо учился или те, кому просто фартит по жизни – будут и дальше танцевать на этих великих сценах. Сцены эти действительно великие – превосходят все, что есть в мире. А для большинства это в последний раз. Сейчас другие времена – когда мы учились в Москве, мы мечтали только о Большом театре, Теперь мир изменился, сейчас многие сознательно избирают коллектив поменьше, чтобы сразу стать солистом.

Сенсацией этого года обещает стать «Консерватория» датского классика Августа Бурнонвиля, которую никогда раньше не танцевали ученики. Но спектаклей Бурнонвиля почти нет в наших театрах – ну, если не считать «Сильфиду» и редко появляющийся в московском Музыкальном театре «Неаполь». Чем была важна эта работа для школы?

В прошлом году было 275 лет Академии Русского Балета и на чествование приезжала датская школа, одна из старейших в мире. Тогда педагог Дина Бьорн предложила поставить «Консерваторию» в Петербурге. Осенью, когда я приступил к обязанностям ректора, мне сообщили, что было такое предложение. Я очень обрадовался и моментально сделал все для того, чтобы этот проект состоялся. По разным причинам, но главная была в том, что работа над «Консерваторией» Бурнонвиля наиболее точно выявила все недостатки того учебного процесса, который на сегодняшний день есть в преподавании классического танца. И каждый раз, когда у нас с педагогами возникали какие-то споры, то на хореографии Бурнонвиля я и Жанна Аюпова (первый проректор и худрук Академии) как нельзя точнее могли доказать правоту тех требований, которые мы предъявляем. Потому что надо отдать должное датчанам: они уже 200 лет свято чтут традиции классического балета. У них все – в отличие от нас – записано все очень точно. Все очень скрупулезно – позиции рук, позиции ног, положение головы. А если учесть, что одной из основополагающих частей русского балета является датская школа (Агриппина Яковлевна Ваганова, чье имя носит Академия Русского Балета, была ученицей Христиана Иогансона), то эта работа стала нашим шансом вспомнить истоки, вернуться к настоящей Вагановой, к ее требованиям и все-таки учить так, как она нам завещала.

Вы не собираетесь сами выйти на сцену в этом спектакле?

В роли скрипача в углу? (смеется) Нет, я предпочитаю сидеть в зале и наслаждаться всем тем, что будет на сцене. Ведь над спектаклем работало много педагогов, но на протяжении всех этих месяцев я лично репетировал с каждым из студентов - с первого дня, как начали учить порядок движений, до последнего дня перед премьерой.

Вы много раз говорили, что сочинение хореографии – это работа не для вас. Правильно ли я понимаю, что в этот вечер у вас все-таки будет балетмейстерский дебют?

Мой дебют давно произошел – на сцене Большого театра в балете «Корсар», который ставил Алексей Ратманский. Там многие сцены идут в моей постановке - потому что хотя я числился в четвертом составе, наш состав должен был первым проходить прогон на зрителях, а огромное количество сцен, к сожалению, не было поставлено балетмейстером к сроку. Мне пришлось просто придумывать что-то на ходу, потому что на следующий день надо было выйти на сцену и что-то изображать. Я придумал, а после меня никто не стал это переделывать и все остальные составы просто повторили то же самое. Эти сцены до сих пор (несмотря на то, что прошло уже семь лет) не переставлены и идут именно так, как поставил их я. А я ведь просто на скорую руку набросал какие-то комбинации, чтобы как-то выпутаться из сложившейся ситуации. И такое случалось довольно часто – я что-то придумывал для себя и для своих учеников в Большом театре. Но я не считаю это хореографией, и мне всегда было неудобно об этом говорить.

А когда я пришел в Академию Русского Балета, я увидел двух безумно способных мальчиков – это Иван Поддубняк и Дмитрий Задорожный. Они учатся в третьем классе и действительно очень одарены, к тому же у них в параллели есть две очень хорошие девочки - Ксения Андреенко и Даша Устюжанина. Я вспомнил детство, учебу в тбилисском хореографическом училище: из Перми привезли номер который назывался «Детское па де де». Автором был Марат Газиев, которого уже 26 лет нет на этом свете. Я репетировал это па де де с великим Вахтангом Чабукиани; станцевать не успел, потому что уехал учиться в Москву, но воспоминания о нем остались. И когда я увидел этих четырех третьеклассников – я вспомнил про это па де де. Попросил достать видеозапись, мне достали – и я ужаснулся: как нелепо поставлено. (Детское восприятие было, конечно, другим). И я просто взял за основу то, что было сделано – мальчик танцует с ружьем, а девочка с куклой – и поставил все заново. Мало того, я музыкально скомпоновал коду абсолютно заново, и от старого текста отчасти осталась только мужская вариация. Но поскольку идея принадлежала Марату Газиеву, то я написал, что это его хореография, но в редакции Николая Цискаридзе. Но это не дебют. Это просто милая шалость для детей.

Если на выпускной концерт соберется человек, который никогда раньше вообще не бывал в балете, на что бы вы ему посоветовали обратить особенное внимание?

Прежде всего на то, что на выпускных училищных концертах можно увидеть не только выпускников, но все классы училища - и совсем юных артистов, которым 10-11 лет, и, конечно, уже дипломированных артистов, которым 18-19 лет. В обыкновенном спектакле всю эту панораму увидеть очень сложно, если тебе не повезло и ты не попал на какой-нибудь шедевр Мариуса Петипа - такой как «Спящая красавица» или «Баядерка». А искушенным балетоманам будет, думаю, интересно то, что в программе много номеров, которые никогда не шли в стенах Академии. Не только самой старинной в России Академии Русского Балета, но и вообще ни в одной из них. Такие шедевры как «Консерватория», о которой мы говорили. «Розарий» Мариуса Петипа из балета «Пробуждение Флоры», который восстанавливал Юрий Бурлака. Танец с кастаньетами из «Лауренсии» Крейна в постановке Вахтанга Чабукиани, танго из «Золотого века» Юрия Григоровича, то же детское па де де – обычно ведь учащиеся младших классов танцуют па де труа из «Щелкунчика», и это всем надоело. И я горжусь этой программой, потому что я знаю как артист: когда тобой занимаются и дают возможность показать свой потенциал - это большое счастье. И мне как руководителю было важно и интересно подарить каждому, кто достоин внимания, возможность творчески проявить себя на сцене.

Мариинский театр, 11 (19.30), 14 (14.00) и 16 (19.30) июня