«Малефисента» (Maleficent). Режиссер Роберт Стромберг. В ролях: Анджелина Джоли, Эль Фаннинг, Шарлто Копли, Сэм Райли, Имелда Стонтон, Джуно Темпл, Лесли Мэнвилл, Брентон Туэйтс, Кеннет Крэнэм, Изобель Моллой.

maleficent

Малефисента была прекрасной рогатой и крылатой девочкой-феей – хранительницей волшебных болот. День и ночь она летала по живописным окрестностям и кружилась со сказочными существами, населявшими их. Однажды она познакомилась с бедным мальчишкой Стефаном, пробравшимся в их пространство из мира людей – мира, с которым у жителей волшебных болот была давняя вражда (из-за алчности и агрессии человеческих правителей). Малефисента и Стефан влюбились друг в друга и проводили много времени вместе вплоть до своего взросления, когда маленькая фея стала мощной воительницей, а мальчуган из народа – функционером при королевском дворе. Король мечтал обезоружить Малефисенту и пообещал свою дочь и корону тому, кто поможет ему с ней расправиться. Ради такой возможности Стефан пришел на свидание с возлюбленной и совершил над ней жуткое насилие. После этого он, как и было обещано, унаследовал трон, а через какое-то время стал отцом маленькой принцессы. Малефисента явилась на ее торжественные крестины и прокляла девочку, пообещав вечный сон от укола веретеном и разрушение заклятья только в случае поцелуя настоящей любви (как и в оригинальной сказке). Однако по мере того, как ребенок рос, фея, все время наблюдавшая за ним, стала постепенно переосмысливать свое отношение к объекту мести.

В Голливуде уже давно занимаются переосмыслением известных сказок и собаку съели на этом: нет нужды говорить, что визуальная часть, от замково-лесных пейзажей до причудливых костюмов и волшебных существ разных пород и видов, абсолютно безупречна, как и в других фильмах подобного рода. Анджелина Джоли с подчеркнутыми компьютером острыми скулами и горделивой посадкой головы как нельзя лучше воплощает образ могущественной колдуньи, а золотоголовая Элль Феннинг похожа на типичную милую принцессочку. Но «Малефисента» — она вовсе не об этом. Она о другом.

В обществе, до сих пор под завязку напичканном гендерными стереотипами, совершенно непонятно, за какой аспект массовой культуры взяться первым, чтобы его деконструировать: иногда кажется, что проще все выбросить на помойку и сжечь, чем пытаться привести в соответствие со стандартами, которые бы никого не унижали. В этом смысле традиционные сказки о принцессах – рассадник сексистских установок и серьезный фактор, создающий у маленьких девочек неправильное, идеалистическое представление о жизни. «Спящая красавица» – одно из самых страшных таких произведений: мало того, что функция женщины здесь сведена к роли объекта более буквально, чем где-либо (красивая героиня ждет спасителя, лежа неподвижно и без сознания), так еще и заветный поцелуй происходит без согласия с ее стороны – романтизация насилия в чистом виде. Именно поэтому на фоне оригинала «Малефисента» ощущается как глоток свежего воздуха. Здесь есть имя у каждого женского персонажа (вспоминаем тест Бехдель), здесь разоблачают миф о так называемой романтической любви и открывают глаза на его последствия (используя простую, сильную и поэтичную метафору), выводят на чистую воду нуклеарное отцовство (мнимая забота о благополучии ребенка при минимальном участии в его воспитании), здесь женщины осознают, что нет смысла вымещать друг на друге злость за мужское предательство, и объединяются для дружбы и взаимной поддержки, здесь показано, что самореализация и «жили долго и счастливо» возможны и без принцев с их поцелуями, и, наконец, здесь жертва насилия дает отпор агрессору, и какой отпор! «Малефисента» – вдохновляющий женский взгляд на известную сказку (несмотря на то что режиссер – мужчина), и, учитывая, что до недавних пор единственный взгляд, которым окидывались какие-либо культурные и исторические явления, был мужским, эта картина выглядит маленькой монеткой в копилку справедливости. Которая, надеюсь, постепенно будет наполняться.