Ольга Тобрелутс «Ландшафты небес». Name Gallery, 10 июня — 31 июля 2014.

Tobreluts_01

Предпосылок к тому, что новый проект Ольги Тобрелутс «Ландшафты небес» будет живописным, было много. Вспомнить хотя бы целый этаж, отведённый под работы в самой традиционной художественной технике на прошлогодней ретроспективе художницы в Московском музее современного искусства. Триптихи и полиптихи на канонические сюжеты исторической живописи в новом проекте сменились на безлюдные пространства – небеса и на те, что под ними – идиллические холмистые дали. Каждый из холстов хочется разглядывать – как минимум, ради того, чтобы убедиться, что это мастерски сделанная живопись, как максимум – чтобы отрешится от всего и окунуться в эти физически осязаемые облака.

Тобрелутс не почивает на лаврах справедливо закреплённого за ней лейбла одного из пионеров медиа-арта. В «Ландшафтах небес» она, кажется, окончательно уверовала в силу живописи и свою способность работать в этой технике. В новых картинах больше нет подстраховки в виде явных и бросающихся в глаза элементов цифровой эстетики – пикселей, векторов и коллажей. Единственный хранитель памяти об этом – видео, демонстрирующее процесс оформления мягких белоснежных облаков в угловатую сетку фоторедактора. Автор декларирует, что сюжет проекции - рождение новой дигитальной формы жизни. Пускай так, однако видео слишком открыто напоминает о медиа-прошлом Тобрелутс, в то время как хочется оставаться в настоящем, наедине с прекрасными небесными ландшафтами и звучащей на экспозиции музыкой Франца Шуберта. Песня «Одиночество» на стихи немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера только способствует уединённому созерцанию. Свойственные романтизму мечтательность и желание бежать от реальности становятся сюжетом живописи Тобрелутс. Зритель смотрит на бескрайний мир глазами лирического героя, на месте которого легко представить странника с картины Каспара Давида Фридриха. А из динамиков тем временем доносится на немецком: «Этот ветер в верхушках елей – что унылая песня странника, идущего бесчувственными ногами через яркую, пленительную жизнь, одиноко и безучастно».

Tobreluts_02

Несмотря на тотальную связь «Ландшафтов небес» с классическим искусством, опасения за уход художницы в сферу самого настоящего академизма не возникает. Знание традиции лишь подпитывает постмодернистское перефразирование канонических сюжетов, авторство которых стерлось за количеством их переписываний в искусстве. В памяти всплывают десятки полотен старых мастеров с шедевральными небесами, и Тобрелутс, собирая вместе их все, создает символ классики. В итоге получается иллюстрация того, как воспринимает классическое искусство современник – через самые запоминающиеся образы. Также как и образ неба, из эпохи в эпоху кочует фигура сфинкса, обзаводясь то головой зверя, то мужчины, то женщины. Тобрелутс чувствительна к этим метаморфозам и создает две скульптуры этих существ: архаичную – с телом льва и орлиными крыльями и современную – с женским туловищем и аккуратным ирокезом на голове.

Tobreluts_13

Белая, по-кунсовски глянцевая поверхность двух статуэток, будто только что распечатанных на 3D-принтере, намекает, что живопись тоже куда более современна, чем хочет казаться. Максимально проработанные небесные пространства выглядят настолько реалистично, что кажется, без любимого художницей фотошопа здесь не обошлось. В них читается эстетика искусственно созданных цифровых изображений и часы работы компьютерной мышкой, которая заменяла Тобрелутс кисть в её прошлых сериях. Дигитальное сознание художницы оказывается живучим и проникает в её живопись. Инструментом «увеличение» она будто приближает изображения неба, и теперь ему отведён весь холст, а все некогда центральные сюжеты исторической живописи остались за пределами картины. С помощью функции «вырезать» из буколических пейзажей извлекаются все человеческие фигуры, и уже никто не встретится на пути зрителя к созерцанию этих бескрайних просторов.

Tobreluts_03

Шестнадцать лет назад Тобрелутс на выставке со схожим названием «Heaven» показала серию «Священные фигуры», где лица медийных персон помещены на возрожденческие полотна. Казалось бы, «Ландшафты небес» совсем не про этот неоакадемический постмодернистский перепляс. Но медиа-эстетика никуда не исчезла, а лишь покрылась слоем масла, обращение к традиции и рефлексия над наследием европейского искусства по-прежнему в центре внимания. Тобрелутс стоит на своей, неоакадемической почве, однако молодой кураж с коллажными переодеваниями сменился на благородную взрослую технику, под стать самой художнице.