На этой неделе в Петербурге начинается десятая биеннале европейского искусства «Манифеста». Многие проекты параллельной программы уже работают, а открытие основного проекта, расположенного в Эрмитаже и Главном штабе, состоится 28 июня. Все жанры современного искусства требует непосредственного контакта — может быть, даже больше, чем привычная живопись, а некоторые произведения рассчитаны на вовлеченное участие зрителя. ART1 выбрал самые сливки основного проекта в Зимнем дворце и Главном штабе, паблик-арт кампании на Витебском вокзале и параллельной программы в лофтах, галереях и квартирах Петербурга.

Франсис Алис. Лада-копейка. Парадный двор Зимнего дворца Франсис Алис. Лада-копейка. Парадный двор Зимнего дворца

«Манифеста» проходит с 1996 года — тогда в Роттердаме одной из площадок биеннале тоже был выбран классический музей, но в нем настоящее так и не осмелилось заговорить с прошлым: в роттердамском музее Бойманса ван Бернингена современное искусство пряталось внутри постоянной экспозиции или вовсе забиралось в гардеробы, коридоры и уборные комнаты. В своем проекте вторжения в традиционный музей куратор «Манифесты-10» Каспер Кёниг пошел гораздо дальше — он решил устроить очную ставку постоянных экспонатов Эрмитажа с актуальными пластическими высказываниями. В этом он стал продолжателем уже начатого «Эрмитажем 20/21»: два года назад в зале Диониса Зимнего дворца подняли пол, лишив мраморные антики пьедесталов, чтобы соотнести их с заржавленными металлическими скульптурами британца Энтони Гормли, установленными в соседнем Римском дворике.

Сделать единым смысловым целым две площадки Эрмитажа — Зимний дворец и Главный штаб, которые за два года существования последнего еще не успели срастись, должен переезд импрессионистов с третьего этажа Зимнего в Главный штаб, запланированный на этот год. Но первый шаг будет сделан в рамках биеннале: уже переехали «Танец», «Музыка» и другие картины Матисса.

 

Основной проект. Зимний дворец и Новый Эрмитаж

 

Тацу Ниси «Я хочу только, чтобы вы меня любили»

Японский художник Тацу Ниси известен тем, что создает инсталляции в виде комнат, обстраивая известные исторические монументы. Внутри такого гостиничного номера — как бы временного пристанища и для монумента, и для посетителей — уже оказывались статуя Христофора Колумба на Манхэттене или сингапурский «Морской лев». Делая работу для «Манифесты», Тацу Ниси подыскивал в Петербурге несколько исторических мест. Сперва он планировал создать свою комнату прямо на Дворцовой площади — художник хотел, чтобы зрители смогли подниматься к ангелу на Александрийском столпе. Затем он предложил проект «Отель Николай I» для конного памятника императору на площади перед Мариинским дворцом. Но все это оказалось технически невозможным — а было бы по-настоящему здорово! В итоге Тацу Ниси построил мебелированную комнатку в Зимнем дворце вокруг роскошной люстры: посетители смогут подняться по ступеням под потолок зала, чтобы попробовать кресла на мягкость и рассмотреть люстру вблизи.

http://www.youtube.com/watch?v=L50utAWDjrc

«Открытие Колумба» Тацу Ниси в Нью-Йорке, 2012

 

Марлен Дюма, Мария Лассниг, Николь Айзенман

Работы Марлен Дюма и Николь Айзенман разместились в залах третьего Этажа, прежде отданных Анри Матиссу, чьи картины переезжают в Главный штаб. Многие из современных живописцев числят Матисса в своих предшественниках, и все три представленные нынче художницы тоже ощущают родство, но признает ли их «папаша»?

Голландка родом из ЮАР, Марлен Дюма, самая дорогая из ныне живущих женщин-художниц, специально для «Манифесты-10» создала серию графических портретов Сергея Дягилева, Петра Чайковского, Алана Тьюринга, Рудольфа Нуриева, и других известных геев. Американка французского происхождения Николь Айзенман делает живопись, графику и скульптуру. В Эрмитаж привезли только малую часть ее работ, в которых традиции американского комикса совмещаются как с соцреализмом, так и с психоанализом.

Австрийская художница Мария Лассниг, начинавшая во времена фашистской Германии, известна благодаря своей фигуративной живописи, которая показывалась в прошлом году на Венецианской биеннале. Ее работы планировалось экспонировать вместе с Айзенман и Дюма, но после смерти художницы в мае этого года Кёниг решил устроить Лассниг небольшую ретроспективу в отдельном помещении Главного штаба.

Проект Марлен Дюма «Рождение страшной красоты» на Лионской биеннале в 2011 году

http://vimeo.com/84965067

Скульптуры Николь Айзенман и она сама

http://vimeo.com/88049195

Интервью с Марией Лассниг и ее работы

 

Герхард Рихтер «Эма»

Куратор биеннале Каспер Кёниг долгие годы был директором кельнского музея Людвига, поэтому неудивительно, что для проекта в Эрмитаже он выбрал одну из картин хорошо знакомого ему музейного собрания — полотно «Эма» Герхарда Рихтера — бесспорного классика и одного из самых дорогих современных живописцев. Спускающаяся по лестнице обнаженная женщина написана в 1966 году и относится к фотореалистическому периоду творчества художника. Контекстом для этой большой двухметровой работы стал «Аполлонов зал» Нового Эрмитажа с центральным предметом мебели — антверпенским католическим алтарем из резного дуба.

Герхард Рихтер. Эма Герхард Рихтер. Эма

 

Ясумаса Моримура «Эрмитаж. 1941—2014»

Моримура, как и Влад Монро, чьи работы тоже участвуют в основной программе биеннале, — мастер перевоплощений. В Эрмитаже он избрал своими героями сотрудников музея блокадных лет, в частности, принял облик Веры Милютиной, в 1944 году создавшей исторический документ — серию рисунков «Эрмитаж в блокаду». Получившаяся серия снимков разбросана по залам второго этажа — в Итальянском и Испанском просветах, у Рубенса и Ван Дейка.

и Ясумаса Моримура за работой над автопортретом в образе Вера Милютина и Ясумаса Моримура за работой над автопортретом в ее образе

 

Йозеф Бойс «Экономические ценности»

Широкие стеллажи заставлены продуктами, произведенными в социалистической ГДР и приобретенными художником. По завету Бойса, инсталляция должна экспонироваться вместе с живописью, созданной в годы жизни Карла Маркса. «Экономические ценности» — это и инсталляция, и в каком-то смысле саморазрушающаяся скульптура: все составляющие ее продукты постепенно портятся и просыпаются, упаковки рассыхаются, и питательный запас продовольствия становится музейной окаменелостью. Восточногерманская «продуктовая корзина» в соседстве с классическими холстами демонстрирует всю относительность понятия «ценности», при этом в точности по Марксу на новом витке она сама стала художественным экспонатом.

http://www.youtube.com/watch?v=rQVJ_CU6b5I

 

Основной проект. Главный штаб

 

Елена Ковылина «Равенство»

Художник давно стала классиком отечественного перформанса. Для «Манифесты» на Дворцовой площади сотня добровольцев повторила перформанс «Равенство», впервые исполненный в 2007 году, — они выстроились напротив Зимнего дворца на табуретах с подпиленными ножками, чтобы нивелировать различия участников перформанса в росте. Ковылина, поддерживающая российскую политику в Крыму, положила видео акции на музыку Чайковского «1812 год». Показ видеодокументации перформансов на этот раз пройдет в непосредственной близости от символических центров государственной власти — в Главном штабе.

http://www.youtube.com/watch?v=Jzpzg1407vA

Перформанс Елены Ковылиной «Новая женщина»

 

Томас Хиршхорн «Срез» 

Это самая большая работа на «Манифесте»: инсталляция тотально использует всю высоту двора-атриума Главного штаба и представляет собой модель панельной пятиэтажки, разрезанной так, чтобы превратить комнаты-ячейки в сценическое пространство для картин русских авангардистов. Швейцарец Хиршхорн — политический художник, использующий в своих работах метафоры разрушения и глобальные тектонические сдвиги. В последнее время его искусство все чаще проходит непростое испытание реальностью: в центре инсталляции «Вечный огонь» в парижском Пале де Токио — баррикады из автопокрышек:

http://www.youtube.com/watch?v=jVxOFn6UVKQ

 

Франсис Алис «Лада-копейка»

На зеленой «Ладе-копейке» художник доехал из родной Бельгии до Петербурга. Символ советского автомобилестроения, «Лада-копейка» отправлялась на экспорт в дружественные страны: найти ее можно в Финляндии, Италии или Исландии — вот и в Бельгии отыскалась такая. В Парадном дворе Зимнего дворца стоит машина, а документальное роуд-муви о путешествии, которое художник совершил со своим братом, показывают в Главном штабе.

http://www.youtube.com/watch?v=ZedESyQEnMA

Перформанс Франсиса Алиса с куском льда, который художник толкает по улицам Гаваны до полного его исчезновения

 

Вадим Фишкин «A Speedy Day»

Российский художник, участвовавший в первой «Манифесте», теперь работает в Любляне. В его инсталляции время волшебным образом летит со скоростью света: зрителю предлагается пережить события одних суток за полторы минуты. Художник предполагал устроить ее напротив часов «Павлин» в Зимнем дворце, что оказалось небезопасным, так что теперь время идет быстрее на третьем этаже Главного штаба.

http://www.youtube.com/watch?v=vXcTo-GYmuc

 

Борис Михайлов «Театр войны»

На четвертом этаже Главного штаба можно обнаружить одно из самых злободневных произведений «Манифесты». Борис Михайлов — харьковчанин, ныне живущий в Берлине — снимал киевский Майдан в ноябре 2013 года, когда противостояние еще только начиналось. Не фотографическая даже, а уникальная художническая оптика Михайлова в съемке массовых сцен оказалась способна сделать из документально-правдивых свидетельств универсальную притчу.

Борис Михайлов. Театр войны. Второй акт. Передышка. 2013 Борис Михайлов. Театр войны. Второй акт. Передышка. 2013

 

Паблик-арт программа

 

Витебский вокзал был выбран куратором программы паблик-арта Иоанной Варшей как форпост: отсюда открывается вид и начинается путь на Запад. Здесь участвуют многие художники сопредельных с Россией стран — Кристина Норман из Таллинна, Деймантас Наркявичюс из Вильнюса, киевлянка Алевтина Кахидзе, Павел Браила из Кишинева, Ладо Дархвелидзе из Тбилиси, петербуржцы Илья Орлов и Наталья Краевская и другие. Планируются не только выставки и перформансы в городе, но и большая дискуссионная программа с участием теоретиков искусства и арт-критиков.

Радикальные интервенции в городское общественное пространство совершат еще три художника. Испанец Жорди Коломер рассчитывает будить сознание или вводить петербуржцев в ступор, разъезжая по районам города на автомобиле с неоновой надписью на крыше. В Неаполе, где проект уже проходил в 2006, надпись гласила «No? Future!», а в Петербурге ее изменили на «С чего начать?».

Жорди Коломер. No? Future! Жорди Коломер. No? Future!

Израильтянин Гай Бен-Нер установит свой автобус около одного из фитнес-клубов в центре города, а посетители, сами того не зная, будут вырабатывать электроэнергию для производства объектов искусства на 3D-принтере. Художник планирует создать таким образом бюст Карла Маркса.

Итальянка Паола Пиви соберет в Центре Сергея Курехина «передвижную студию звукозаписи для создания музыки с использованием звуков животных».

 

Параллельная программа

 

Первый Кадетский корпус

Одной из главных площадок параллельной программы «Манифесты» станет Кадетский корпус на Васильевском острове. Не так давно это здание покинула военная Академия тыла и транспорта, оставив после себя уникальный культурный слой, в котором сочетается несколько эпох. В этом пространстве будут показаны групповые проекты московских кураторов — Владислава Ефимова «12 задумывающихся фотографов» со студентами Школы Родченко; Николая Палажченко и Владимира Логутова Generation Start, показывающий результаты работы площадки на «Винзаводе»; Наталии Тамручи, представляющий художников руководимой ею «Открытой галереи»; Михаила Крокина и Александра Петровичева Zoo из собрания «Крокин-галереи». Также персональные экспозиции Ивана Плюща — ставшая известной инсталляция с ковровой дорожкой «Процесс прохождения», «Без названия» Полины Канис и ретроспектива работ эстонского классика контемпорари арта Яана Тоомика.

http://www.youtube.com/watch?v=eZiTw2fM7zk

«Процесс прохождения» Ивана Плюща на Второй Уральской биеннале современного искусства

 

Библиотека имени Маяковского (Невский, 20)

Выставка студентов, выпускников и преподавателей Института Про Арте «Искусство перевода» покажет проекты девяти петербургских и московских художников — участников мастер-класса «In Translation», который проходил в начале 2014 под руководством американской художницы Мариам Гани, исследующей вопросы памяти, места, истории, языка, потери и возрождения. Егор Кошелев, Семен Мотолянец, Илья Орлов, Эмили Ньюман, Вероника Рудьева-Рязанцева и другие рассуждают о переводе как о работе с языком, интерпретацией, эмоциональным переживанием, так и о полной недоступности образа для перевода из одной знаковой системы в другую.

 

Музей стрит-арта на заводе слоистых пластиков

Новый петербургский Музей уличного искусства открывает свою первую выставку Casus Pacis, в которой примут участие около 60 молодых художников из России, Украины и других стран. На действующем Заводе слоистых пластиков будет представлено более 200 работ, от монументальных росписей и объектов до видео и перформанса, созданных как за последние несколько лет, так и непосредственно во время подготовки к выставке и во время ее открытия. Кроме того, в Кронштадте художники распишут заброшенные руины бывших складских помещений в центре города, создав новый художественный объект.

2014_06_23_anons_8

 

Частная квартира в Ковенском переулке

Известный арт-идеолог Стас Шурипа и участница Венецианской биеннале делают совместный проект Observatorium в жилой квартире, описывая свою работу в следующих словах: «художники видят свою задачу в том, чтобы, открыв для посещения рабочий кабинет (лабораторию? жилище? дом-музей?) анонимного исследователя, познакомить публику с материалами и неоднозначными результатами его наблюдений».

Фрагмент проекта Стаса Шурипы и Ани Титовой Фрагмент проекта Стаса Шурипы и Ани Титовой: рисунок по фотографии 12х15 см

 

Rizzordi Art Foundation

Современные живописцы и музыканты из Арт-центра «Пушкинская 10», около 30 авторов под началом двух молодых кураторов - Анастасии Пацей и Антона Чумака. Покажут проект «Магнитное поле» — инсталляции, арт-объекты, видео-арт, живопись, графика, фотография. Это попытка максимально широко представить местную арт-среду: в одном пространстве встретятся монументальные полотна Алексея Чижова и минималистическая звуковая инсталляция художников нового поколения «Пушкинской-10», хаос группы «Пустое множество» и строгие работы резидентов студии «Кухня», медиа-текстильное произведение Ольги Доспеховой и тотальная инсталляция группы «Молоко&Водка».

2014_06_23_anons_5 Художники проекта «Магнитное поле»

Материал подготовили Ольга Рябухина и Павел Герасименко.