В Музее Москвы открылась IV Международная биеннале молодого искусства. Ее главный куратор Дэвид Эллиотт в качестве темы выбрал название программной речи Мартина Лютера Кинга, слегка ее перефразировав. «Время мечтать» — это немного наивное и максималистское, но полное энергии высказывание молодых авторов на самые разные темы — от политики и экологии до вопросов самоидентификации в условиях глобального мира.

Сергей Мельниченко (Украина), проект «Даже не мечтай».

 

ЕСЛИ МОЛОДОСТЬ УМЕЕТ

Основной проект четвертой биеннале проходит в пространстве Музея Москвы. Из трех с лишним тысяч заявок Дэвид Эллиотт отобрал работы 83-х художников. Он совершил поездку по России: побывал в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, встречался с авторами, институциями, которые занимаются современным искусством. Эллиотт, один из самых видных специалистов в этой области, был поражен тем, что в российских регионах художественная жизнь столь активна.

«Все, чего мне хотелось — чтобы биеннале организовали профессионально и были реализованы все мои идеи, — говорит Эллиотт. — Сейчас, когда я здесь уже проработал какое-то время, могу сказать, все организовано настолько хорошо, насколько возможно. Хотя это было и непросто сделать».

Куратор подчеркивает, что история и место проведения всегда будут влиять на биеннале, и считает ее уровень вполне конкурентным. «Без сомнения, время и место в значительной степени влияют на подобные масштабные события, — говорит он. — Искусство и история России имеют большое влияние на контекст, в котором проводится форум. Но вместе с тем подобного уровня биеннале может быть показана где угодно».

Состав участников основного проекта отлично отражает происходящие в современном искусстве процессы. В Москву приехали художники из Австралии, Германии, Албании, Таиланда, Казахстана, Франции, Барбадоса. Практически половина участников — женщины. Много работ из Азии, — в таком объеме в Москве их показывают нечасто;  хотя и ожидаемо, поскольку куратор много лет работает с этим регионом.

Дэвид Эллиотт считает, что за последние четверть века искусство перешло в дискурсивное поле. «Когда работа художника закончена и представлена публике, она изменяется, приобретая новые коннотации», говорит он. Основной проект биеннале молодого искусства — пример того, как работы взаимодействуют друг с другом, создавая сложный узор мира, в котором решающий голос принадлежит молодому поколению.

 

Дана Космина (Украина), «Моделирование реальности». Проект «Эксплуатация воображаемого».

 

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ

Разместившись на двух уровнях выставочной площадки, работы основного проекта создают гармоничную картину, многоголосие высказываний молодых художников о будущем, о том, что провоцирует их к творчеству.

Их волнуют практически все аспекты человеческого существования. Они обращаются к сновидениям, как, например, Юри Кенсаку из Таиланда. Она представляет на биеннале несколько картин, в том числе «Рагу из сладких снов» — своего рода райский сад, где звери не пожирают друг друга, а мирно сосуществуют. Кошка танцует в балетной пачке, рядом с ней — матрешка (дань художницы Москве), волк держит в лапах лук, но не как охотник, а, скорее, как купидон. Яркая, мультяшная фантазия прорывается в наш мир, делая его чуть веселее.

В видеоинсталляции Верши Харрис объединены две анимационных ленты — «Говорят, бывает, что-то снится не раз» и «Мечта — то, чего желает сердце, пока ты бодрствуешь». В них реальность сливается с выдумкой, а желаемое становится действительным. Мир диснеевских мультиков становится настоящим.

 

Верша Харрис (Барбадос), кадр из видеоинсталляции «Говорят, бывает, что-то снится не раз».

 

Донна Онг представляет на биеннале видеоинсталляцию «Лес отвечает»: ее легко найти по бутылкам зеленого стекла у входа. Колонны с расставленными на них бокалами, вазами, графинами, стаканами создают футуристический лес, очищенный от любых примет настоящего. Ни резких запахов, ни шума листвы — тропическое буйство демонстрируется лишь на видео, подчеркивая контраст между реальным лесом и тем, что существует как идеал.

На биеннале вообще много видеоработ — стоит потратить час-другой, чтобы ознакомиться с ними подробнее. Например, посмотреть работу китайца Ли Жаня «От водителя грузовика до политрука конной пехоты». Это инспирированное фильмом «Судьба человека» видео, в котором главный герой вспоминает о своем доблестном прошлом, демонстрируется под советские песни.

Расположенные посреди ничего линии электропередач, амбары или офисные здания — это серия работ Павла Отдельнова «Внутреннее Дегунино». Типичный московский район с промзонами — могут пройти годы, ландшафт останется неизменным, только вместо старых советских построек будут возникать автоцентры и офисы, но и их когда-то сменят.

 

Павел Отдельнов (Россия), «Автосервис».

 

Покосившийся дощатый дом нижегородцев Артема Филатова и Владимира Чернышева — попытка зафиксировать и уходящие традиции, создать образ дома, а, возможно и России. Оба уличные художники и привыкли, по их словам, работать именно с такими поверхностями: «На таком материале работать намного приятнее, чем на бетоне, хотя, возможно, скоро его не станет», — рассказывают они. «Пустой дом» Чернышева и Филатова собран из досок от заброшенного жилья: туда нельзя войти, древесина крошится — того и гляди, он рухнет. Однако он продолжает стоять, теряя первичную функцию, но становясь мечтой.

 

Артем Филатов и Владимир Чернышев (Россия), «Пустой дом».

 

Художница Гульнур Мукажанова в своей работе «Трансформация традиционных ценностей в эпоху глобализации» размышляет о потере идентичности. Объемные маски, созданные из овечьей шерсти, сплетены в гигантский конус, печальные лица, словно тающий воск, наползают друг на друга, сливаются, теряют индивидуальные черты.

 

Гульнур Мукажанова (Казахстан — Германия), «Трансформация традиционных ценностей в эпоху глобализации».

 

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ МУДРОСТЬ

Один из кураторов, Антонио Джеуза отвечает за образовательную программу: «Мудрые советы» — это цикл лекций, семинаров и встреч с художниками, задача которого научить молодых авторов практическим вещам, например, как отбирать работы для портфолио, работать с кураторами, презентовать свои работы публике. Часть программы посвящена встречам с авторами, участвовавшими в биеннале молодого искусства.

В рамках параллельной программы пройдут  три десятка выставок. Так, в галерее RuArts куратор Анна Буйвид представит проект «Даже не мечтай», в котором участвуют Оля Кройтор, Семен Мотолянец, Павел Брат и другие. Переосмысление советского прошлого, когда не только публичная, но и частная жизнь были подчинены утвержденному порядку даже в таких областях, как личные устремления человека. «Даже не мечтай» — фраза, с помощью которой все выстраивались по известному ранжиру. В 90-е мечтать стало можно, но реставрация старых советских ценностей вновь возвращает эту фразу из небытия. «Двойная сплошная» Даниила Галкина в Московском музее современного искусства обращается к конфликту существующей социально-политической системы и этических, моральных норм.

На «Винзаводе» уже работает один из спецпроектов биеннале — выставка «Одно место рядом с другим», которую курируют Анастасия Шавлохова и Лукас Топфер. Художники из России, Германии, Швейцарии и Украины исследуют «гений места», его связь с произведениями искусства: пугающий «ОМОН» Юлиуса фон Бисмарка — почти назаметно двигающиеся манекены в форме, хаотичные сооружения «Третьей лагуны» группы ЗИП, сигнализирующая о незаметной, едва уловимой радиации «Встреча» Маркуса Хоффмана.

Алексей Салманов (Украина), проект «Даже не мечтай».

 

IV Международная биеннале молодого искусства. Музей Москвы, до 10 августа.