Акция Ладо Дарахвелидзе проходит 9 и 10 июля с четырех до восьми вечера в Картинном зале на втором этаже Витебского вокзала в рамках публичной программы «Манифесты».

DSCF3886

Художник устроил посреди большого зала прилавок, точь-в-точь такой, с которого торгуют овощами и фруктами на рынках, а чаще просто на улицах города. Приподняв его, окружив заградительной лентой и снабдив поясняющими надписями, он придал ему монументальность. Все фрукты и овощи настоящие, а в виде «живой скульптуры» выступают две девушки, которые изображают продавщиц в косынках и синих халатах. Все это очень похоже на настоящее, однако выступает в виде объекта искусства — тот, кто намеренно пришел посмотреть инсталляцию, или посетитель вокзала, ставший ее случайным зрителем, предупрежден надписью, что ни покупать, ни трогать свежие и отборные «плоды земли» нельзя, а можно только фотографировать. Места, откуда привезены помидоры, персики, баклажаны, зелень и все остальное, написаны на табличках вместо цен, и таким образом работа служит наглядным пособием по экономической географии. Также за прилавком возвышаются не двое настоящих продавщиц, а нанятые натурщицы. Сам художник находится неподалеку и наблюдает за процессом как «хозяин точки».

DSCF3880

Кажется, грузинский художник допустил ту же ошибку, что и Франсис Алис с зеленой Ладой-«копейкой» во дворе Эрмитажа: он не учел, что непосредственный материал его работы настолько распространен в повседневности, что невозможно добиться остранения, даже радикально сменив контекст и поместив сделанное в музейную рамку: на одном из первых эскизов художник планировал разместить свою работу в Георгиевском зале Зимнего дворца. В добавок ко всему, в работе Дарахвелидзе появился отчетливый привкус эксплуатации (на что художник наверняка не рассчитывал): нанятые им девушки должны несколько часов стоять неподвижно, а это заставляет задуматься о нелегкой физической работе исполнителей акции. Здесь проходит явная граница между тем, что делает грузинский художник и схожими акциями петербургских авторов, тоже занимающихся темой мигрантов — Евгенией Голант или Ольгой Житлиной. В целом, петербуржцев отличает совершенно другое отношение к использованию «человеческого материала» для создания произведений современного искусства.

DSCF3877

DSCF3894