На фестивале Stereoleto выбор артистов, как водится, на любой вкус. Австралийский синти-поп, израильский инди-фолк, шведская «ритуальная электроника» и голосистые персонажи с «Первого канала». Илья Бортнюк, собирающий в этот уикенд обширную и разностилевую компанию, рад всем и рассказывает ART1 о главных гостях.

 

Midnight Juggernauts.

 MIDNIGHT JUGGERNAUTS (AUS)

У меня есть версия, что у России и Австралии одни корни. Обе страны для всего мира находятся несколько на отшибе, и у обоих такое, тюремное прошлое. Вообще мой любимый певец Ник Кейв. Но из новых австралийцев Midnight Juggernauts мне наиболее симпатичны. Мне кажется, что из всей новой австралийской волны они самые интересные. И у них красивые мелодичные песни, а мне нравится, чтобы был запев, припев, красивые партии. Я когда-то видел их концерт, на сцене всего трое музыкантов, но звучание классное. Stereoleto ведь — фестиваль, на котором я тоже должен как-то получать удовольствие.

 

 

Jaga Jazzist.

JAGA JAZZIST (NOR)

Я в принципе неравнодушен к скандинавской музыке. С норвежцами Jaga Jazzist связана целая история. Я их увидел еще в 2005-м на фестивале Sonar, они выступали в не очень большом помещении в музее современного искусства. Тогда я их уже слушал — они выпустили альбом на Ninja Tune — но живое выступление, конечно, было очень необычным. По составу инструментов вроде бы джаз, но, при этом, драйв, будто какой-то танцевальный сумасшедший бэнд. Джаз, свинг, хип-хоп всё  вместе — мне это немножко напомнило группу «Не ждали», еще из 80-х. Мы несколько раз пытались их привезти и вели разные переговоры, но все срывалось. В Jaga Jazzist много участников, и всех еще свои проекты. Но, вот, наконец-то получилось.

 

 

Ротем Бар-Ор, The Angelcy.

THE ANGELCY (ISR)

Я несколько лет ездил на израильский фестиваль-шоукейс, на котором промоутерам показывают весь цвет израильской музыки. На самом деле, это один из самых больших секретов для мира. Там столько интересного! Например, на этих шоукейсах были продюсеры фестивалей вроде Primavera — и в этом году там играло сразу три группы из Израиля. А у них же выбор огромный. Думаю, что по гастролям за рубежом израильтяне уже вполне могут посоревноваться и с французами, и с исландцами, и с финнами. В стране всего 4 миллиона людей, но артистов гастролирует очень много. И это совсем не только Infected Mushroom. Стили совершенно разные. Я бы не сказал, что там что-то совсем национальное, но колорит присутствует, причем не стереотипный клецмер.  В том регионе же почти 60 национальностей живет. С одной стороны арабы, с другой арабы — а посередине евреи.

Каждый год кто-то очень сильно нравится, и The Angelcy уже третья такая группа, которую я привожу. Они тебя сразу покоряют своей открытостью и доброжелательностью. Если приводить какие-то аналогии, они, наверное, ближе к группе Beirut и даже в чем-то похожи на Arcade Fire — такого плана музыка, но, при этом, больше рэггей. Это можно назвать инди-фолком, но тембр голоса у солиста Ротема Бар-Ора очень необычный, примерно как у Энтони Хегарти из Anthony and the Johnsons. Группа в Израиле очень популярная, хотя они только выпустили первый альбом. Мы сразу после концерта познакомились и, можно сказать, подружились — так и переписываемся. Очень редко бывает в последнее время, чтобы группа меня так располагала, и к The Angelcy особое отношение. Как раньше ленинградские музыканты жили на выездах в Москву у людей вроде Троицкого, так и я их готов у себя дома поселить.

 

 

Jenny Wilson.

JENNY WILSON (SWE)

По моим ощущениям, Дженни Вилсон это новая звезда типа Ликке Ли или проекта The Knife. Она еще не настолько выросла, но все признаки большого будущего — налицо. Как я это называю, «ритуальная электроника» из Швеции. Невероятно талантливая девушка — подача, аранжировки, сам концерт очень драйвовый. Ее выступление на музыкальной конференции By:Larm в Осло стало одним  из самых ожидаемых, в зал было не войти. Опять же, могу сказать, что Дженни Вилсон мне нравится больше, чем Ликке Ли.

 

 

Death Hawks.

DEATH HAWKS (FIN)

Мне всегда интересно было посмотреть, как могла бы выглядеть настоящая группа из 70-х, как на Вудстоке — Death Hawks как раз будто оттуда и явились. Из Финляндии вообще всегда хочется чего-нибудь дикого, и они именно такой дикий вариант.

 

 

«Мгзавреби».

ГРИШКОВЕЦ И «МГЗАВРЕБИ» (RU-GE)

С Евгением Гришковцом у меня давние отношения, «Светлая музыка» делала первые концерты «Гришковец и «Бигуди». А про «Мгзавреби» мне рассказали коллеги с лэйбла «Снегири». Мы с ними встретились в Вильнюсе и они мне все уши прожужжали. Причем, что это такое объяснить им было сложно — но заинтриговали. А в мае прошлого года, во время поездки на Tbilisi Music Week, Грузия меня поразила буквально всем — людьми, гостеприимством, природой, едой. И музыкой, в том числе. Я потом посмотрел концерт «Гришковец и «Мгзавреби» и мне очень понравилось. Гришковец читает свои стихи где-то между куплетом и припевом, а припев они вместе поют. Для меня это такой… музыкальный тост.

Грузины поют с рождения и всегда. Я это ощутил на себе, я сам стал там петь. Правда, мы были в окружении хора. Но можно сидеть с ними и выпивать, а потом они затягивают песню, присоединяются соседние столы, кто-то берет гитару. Они так живут. У них, конечно, потрясающее чувство «душевного мелодизма», этой вот запевности, чувства ритма. Когда они поют, прямо лететь хочется. Плюс у меня редко бывает, когда ты песню послушаешь, тут же запоминаешь припев и в следующий раз уже пытаешься подпевать. На концерах «Мгзавреби» с публикой такое происходит постоянно. Магия.

 

 

Антон Беляев, Therr Maitz.

THERR MAITZ (RU)

Еще зимой мне написала одна знакомая, что они хотят выступить у нас. Я поначалу их игнорировал, но потом послушал, и оказалось неплохо. Я их воспринимал тогда, скорее, как одну из групп, которые пишут каждый день и хотят попасть на фестиваль. Не потому что плохая, а просто еще одна новая группа. Но в какой-то момент я понял, что про них уже все говорят. Посмотрел — а они уже почти звезды. Когда дело дошло до переговоров, запросы и условия у них уже были совсем другие. Но договорились, потому что они хотели именно на Stereoleto. Причем им другие фестивали предлагали гораздо большие гонорары. С другой стороны, они в Москве переиграли почти везде за последнюю пару лет. А в Петербурге для них Stereoleto будет первым таким большим фестивалем. Вообще мне нравится музыка Therr Maitz. Хайп, конечно, присутствует, но Антон Беляев скорее использует шумиху вокруг себя для продвижения группы — это хорошо, почему бы и нет. Думаю, если бы, например, группу «Окуджав» показали по «Первому каналу», они бы в сто раз известнее стали.

 

 

«Окуджав»

 «ОКУДЖАВ» (RU)

Лучшее из того, что я услышал в за последние несколько лет в русской музыке. По многим аспектам. Меня покорило то, что у них красивые и небанальные тексты. Это большая редкость, на самом деле, и вообще больное место у большинства групп. То, что появилась команда с текстами, которые хочется повторять и даже на себя примерить — это очень здорово. Плюс классная музыка, очень деликатная и красивая.

 

(Окончание следует)

 

Stereoleto 2014, 12-13 июля, ЦПКиО им.Кирова (Елагин остров).