Воскресная программа фестиваля Stereoleto еще более экзотична. Ветераны петербургского авант-рока, великие кубинцы — в последний раз, музыкальная группировка из Конго и французский акустический рэйв. Берегите уши и ноги. Илья Бортнюк дает рекомендации и делится восторгами.

 

Jupiter & Okwess International.

JUPITER & OKWESS INTERNATIONAL (CG)

Ребята из Конго. Одно из моих открытий прошлого года на фестивале Flow. Я был прямо поражен и сразу попытался войти с ними в контакт. Потом узнал про них больше, и увидел, что они на многих фестивалях выступают как звезды. Их, в свое время, заметил Дэймон Албарн и немножко им помог. В частности, он делал их хедлайнерами своего проекта Africa Express, помогал с записью альбома. Это одно из лучших живых выступлений, которое я видел в разряде самобытности в world music. Они невероятно драйвовы и танцевальны. Если сравнивать, то это как Markscheider Kunst, только африканский и катящийся в разные стороны — от турбо-фолка до афро-диско. Конго входит в «черный список», и нам было очень сложно получить для группы российские визы, их очень неохотно выдают. Можно сказать, чудом получилось. Так что все прекрасно; приедут и, надеюсь, поставят всех на уши. У них присутствует что-то от вуду и африканской этой природной сути — барабанщики, национальные инструменты. Выглядят они как пираты из Сомали, только добрые внутри. Вот, по картинке можно представить — она еще мирная.

 

 

Buena Vista Social Club.

BUENA VISTA SOCIAL CLUB (CU)

Мы привозили их до этого два раза в разных составах, в том числе и с Омарой Портуондо. Но такой состав будет впервые. У меня всегда было желание привезти их именно на Stereoleto, потому что это танцевальная музыка — а у нас, как известно, танцуют. Это будет последнее их выступление. У группы сейчас проходит финальный Adios Tour, который закончится на Кубе, и после этого группа разойдется. Некоторым участникам ведь уже по 80 лет.

 

 

Леонид Федоров, «Аукцыон».

«АУКЦЫОН» (RU)

Что здесь можно сказать. Одна из моих любимых команд еще с середины 80-х, я ходил еще на их самые первые концерты в «Рок-клуб». Вообще, я считаю, феномен «Аукцыона» заключается в том, что с течением времени они не превращаются в скучную группу. В отличие от большинства подобных старожилов, даже тех которые мне нравятся. Не могу сказать, что очень часто сейчас хожу на их концерты — примерно раз в год, — но каждый раз видно, какое удовольствие им доставляет собственное выступление. Кто-то делает вид, а здесь заметно, что нравится по-настоящему. Удивительно, конечно. Группе 30 лет. Таких мало.

Особого риска в том, чтобы брать их на Stereoleto я не видел. Какая из петербургских групп не выступает постоянно? Конечно, хотелось бы, чтобы на фестивале оказывался артист, который выступает вообще раз в год, но таких физически нет. Я это понимаю. Петр Мамонов, конечно, это более экзотично. Но не будешь же его приглашать каждый раз.

У меня, на самом деле, нет такой фишки, чтобы все время звать наших старых артистов. На фестивале играют только те, кто мне нравится. Боярского — пригласил. Эдуарда Хиля — пригласил. Да и многих, к сожалению уже нет в живых. Но вот Юрия Антонова я бы приглашать не стал, пожалуй. Есть еще много артистов, которые будут приятнее и мне, и публике.

 

 

Aufgang.

AUFGANG (FR)

У нас целая грядка французских артистов, причем очень хорошая. Результат моей поездки на MaMA Event —музыкальную конференцию в Париже, на которой я за три дня увидел столько классных артистов, что по концентрации это превзошло все мои предыдущие поездки на аналогичные мероприятия.

Aufgang это… акустический рэйв. Если группа Underworld играет все с помощью электронных инструментов, то они используют два рояля и барабаны. Эффект получается даже покруче, танцуют под конец все, причем в таком, жестком трансе. Выступают они, как правило, в больших красивых театрах, типа нашего БДТ — правда, со стоячим партером. Во Франции на них такой красивый тысячный зал был битком. Феномен. Конечно, они используют чуть-чуть электроники сверху, но она несущественна. Начинают с почти классической музыки, а потом раскручивают, раскручивают — и получается дансинг. Вообще французы выдумщики. Вроде в музыке уже все есть, а они все равно изобретают что-то новое.

 

 

La Caravane Passe.

LA CARAVANE PASSE (FR)

«Караван идет». Балканизация-цыганизация, но с ярко выраженным французским колоритом — шансоном в хорошем смысле слова и манушем, цыганским джазом. Тоже драйвовая группа. В России французская музыка, думаю, хорошо катит потому, что исторически много связей. И для них тоже важна эта распевность в музыке — вспоминаются Джо Дассен, Шарль Азнавур, Серж Генсбур. Плюс французы разнообразные, они все придумывают так и сяк. Хотя, конечно, у нас все-таки больше любят Патрицию Каас и электронную музыку. Вот, с Заз все вполне логично, это продолжение истории с Эдит Пиаф, да еще она молодая и задорная.

 

 

La Femme.

LA FEMME (FR)

Тоже молодые и задорные. Психо-панк на французском, причем составляющих здесь много: пост-панк, электро, кабаре. Видно, что они затейники — и костюмы, и театральность присутствует. Я был очень удивлен, когда мы выбирали группы с Французским институтом, а они все были против. Я говорю, «Вы что, La Femme такая классная группа!» Они ведь даже получили приз типа местного «грэмми» как открытие года. А мне чиновники все говорят, «Нет, мол, у нас такое отношение». Я, в итоге, понял, что La Femme просто над всем прикалываются, типа наших Н.О.М., и в официозе их не очень принимают.

 

 

Smokey Joe & The Kid.

SMOKEY JOE & THE KID (FR)

Хип-хоп, электро-свинг, тут же живьем накладываются какие-то сэмплы — французы известны еще и тем, что умет делать всякие хитрые вещи с вертушками. Группа еще все это и миксует с видео. Не знаю, получится ли устроить это на фестивале, так как будет светло, но попробуем. На сцене всего два человека, а в публике — хорошая дискотека.

 

 

Dakh Daughters.

DAKH DAUGHTERS (UKR)

Я считаю, что это самое невероятное, что произошло на пост-советском музыкальном пространстве за последний год. Феноменальный проект и с точки зрения имиджа, и по поведению и, конечно, в музыке. Они мешают все — от традиционного украинского фолка, до, извиняюсь, группы Rammstein. Мощнейшая история, я на себе испытал, побывав на концерте. Даже их родственный проект «ДахаБраха», очень популярный и раскрученный на Западе, имеет меньше шансов на то, чтобы стать суперами, по сравнению с ними. Тут и национальный колорит и экзотика, и очень классное костюмированное шоу, а поют на английском, французском, украинском и… на каком-то еще языке. И каждое шоу разное. По записям этого не понять: да, все интересно, песни хорошие — но живой концерт совершенно невероятный.

 

 

НААДЯ.

НААДЯ (RU)

Кажется, на «Стереолете» будет самое первое появление проекта в Петербурге. Еще когда у нас выступали Moremoney, я у Нади Грицкевич спросил, «А почему ты на русском не поешь?» Как обычно, все отвечают, что не очень хочется, и на Запад пробиваться легче. Но, в конце-концов, все возвращаются к родному языку. Иногда получается, иногда нет. У Нади, мне кажется, получилось. При этом, остался фирменный звук и очень грамотный подход к аранжировкам. Я думаю, что это самая «нерусская русская группа».

 

Stereoleto 2014, 12-13 июля, ЦПКиО им.Кирова (Елагин остров).

 

Начало см.:

Макс Хаген. «Я готов их у себя дома поселить» (1)