Что может быть приятней, чем сидя на улице за чашечкой кофе щуриться на солнце? Но частенько к ощущению блаженства примешивается раздражающий фактор – качающийся стул или столик, неспособный обрести покой на уличной поверхности.

42

Цивилизация, создавшая идеальные плоскости внутренних помещений, смогла позволить себе в конструкциях мебели создавать дополнительные точки опоры, которые оказываются бесполезными вне рукотворных пространств. Примитивная мебель древних культур, как правило, была более рациональна и имела всего три точки опоры. Деревенские конструкции по-прежнему верны этой традиции.

1 Слева направо: Эфиопия, XIX век; Африканский складной стул, XIX век; Деревенский стул, Северная Европа ХIХ век

2 Слева направо: Традиционный шведский стул, начало ХХ века; Деревенский стул, Северная Европа XIX век; Деревенский стул, Италия, начало ХХ века

Дизайн XX века не оставил без внимания мудрость предков. Вероятно, первой серийно производимой трехногой конструкцией стал стул компании Тhonet, которая стремилась соответствовать самым специфическим запросам, таким, как брусчатые мостовые перед кафе европейских городов. К сожалению, история не сохранила имя рационализатора, но компания продолжила эксперименты с трехногими конструкциями. Именно они наиболее ценятся коллекционерами.

3 Слева направо: Thonet Model №81, 1906 год; Thonet, 1920-е годы; Стул-трость Thonet, конец XIX века.

Дизайнеры ар нуво охотно использовали трехногость, привлекавшую их природной асимметрией и замысловатостью. Этого нельзя сказать о венском сецессионе, который впечатлялся квадратами и кубами.

4 Слева направо: Чугунный табурет. Эклектика, конец XIX века, Центральная Европа; Oxbow chair, Англия, начало XX века; Кресло в стиле Антонио Гауди, начало XX века.

Функционалисты Баухауса не увидели рациональности в наследии прошлого, а дизайнеры ар деко, напротив, в своем стремлении к экзотике и протокультурам оценили архаичную идею.

Слева направо: Кресло Art Deco, Англия, 1920-е годы; Frank Lloyd Wright, 1936 год; Frank Lloyd Wright, 1940 год.

Рационалисты середины столетия воодушевились минимализмом и научно-геометрической основой традиционных решений. В этот период редкий дизайнер отказался от собственной версии трехточечной опоры.

6 Слева направо: John Graz, 1960 год; Charles Eames & Ray Eames, 1944 год; Hans J. Wegner, Model 250, 1953 год

7 Слева направо: Arne Jacobsen. Ant chair FH3100, 1951 год; Carlo Mollino. 1947 год; Isamu Noguchi “Rudder” stool, Model IN-22, 1944 год.

8 Слева направо: Gio Ponti, 1955 год; Poul Kjaerholm, Model PK9, 1961 год; Италия 1960-е годы, дизайнер неизвестен.

9 Слева направо: Egom Eiermann, Model SE42, 1949 год; Ilmari Tapiovaara, Aslak chair, 1959 год; Mogens Lassen ML42, 1942 год.

10 Слева направо: Alfred Hendrickx, 1958 год; Hans J. Wegner, CH07, 1963 год; George Nelson, Coconut chair, 1955 год.

11 Слева направо: Gunter Beltzig “Floris” chair, 1967 год; Jorgen Hovelskov, “Harp” chair 1963 год; Joseph-Andre Motte, “Tripod” chair, 1949 год

Современные дизайнеры, обогащенные наследием прошлого, охотно перерабатывают шедевры известных мастеров, и используют это простейшее решение в собственном творчестве.

12 Слева направо: Hung-Ming Chen and Chen-Yen Wei, Chair #01, 2012 год; Shiro Kuramata, 1986 год; Jaren Goh, “Wang” chair, 2012 год.

13 Слева направо: Marc Newson, “Orgone” chair, 1993 год; Fernando & Humberto Campana, “Vermelha” chair, 1998 год; Marc Newson, “Embryo” chair, 1988 год

14 Слева направо: Philippe Starck, “Pratfall” chair, 1982 год; Stefan Wewerka, “B1” armchair, 1979 год; Paul McClelland, “Skate” chair, 2011 год.