Известный антиквар, издатель журнала «Художественный вестник» Евгений Пылаев создал музей вееров на основе собственной обширной коллекции.

1 Евгений Пылаев в интерьере собственного музея

На сегодняшний день в мире известны лишь две коллекции вееров, открытые широкой публике. Одна располагается в Лондоне, другая — в Париже. Новый музей «Искусство веера» стал первым в России и третьим в мире. Вы горды собственным детищем?

Безусловно. Это часть моей жизни. Это реализованная заветная мечта. Коллекция, которая выставляется на всеобщее обозрение, обретает вторую жизнь, а радость от того, что она доступна не только мне как коллекционеру, удваивается!

Почему именно такой вышедший из современного гардероба аксессуар, как веер, стал предметом вашей коллекции и что вас подвигло на создание музея?

Будучи собирателем изящного, я встречал и встречаю самые разнообразные предметы антиквариата. Но коллекция вееров — это моя давняя любовь. Когда-то, в начале девяностых годов я приобрел первые веера, и эти эфемерные предметы запали мне в душу. Веер — достаточно емкий предмет коллекционирования, он объединяет в себе и живопись, и графику, и многие виды декоративно-прикладного искусства, а еще он часть образа дамы ушедшей эпохи — уникальное сочетание! Основная идея музея — это создание роскошного «футляра», в котором уютно себя чувствовала бы вся моя коллекция, а посетители музея могли бы наслаждаться не только созерцанием самих экспонатов, но и тем окружением, которое создано для его величества Веера.

2 Зал Людовика XIV в музее «Искусство веера». Санкт-Петербург

Сам «футляр», музейные залы — великолепные образцы реконструкции дворцовых интерьеров — как они создавались?

Восемь лет ушло на то, чтобы воспроизвести в помещении атмосферу парадных залов, в подобных которым трепетали и благоухали веера, выставленные теперь в витринах. Паркет из редких древесных пород — все это реконструкции по образцам и проектам русских зодчих для дворцов императорского Санкт-Петербурга и пригородов. Так, паркет первого и третьего залов создан по образцам Павловского дворца, второго зала — по образцам Китайского дворца Ораниенбаума. Порталы и дверные проемы залов оформлены уникальными дверями из сандалового дерева с золоченым бронзовым декором, которые воссозданы по проекту В. Бренны для парадных залов Павловска, те двери были утрачены во время войны. В первых двух залах музея (Палисандровом и Людовика XIV) размещается основная коллекция вееров. Уникальные вещи должны быть представлены в достойном их интерьере — здесь их очарование усиливается.

Для чего предназначен третий зал — Розовый? И что из себя представляет Особая кладовая?

Розовый зал предполагается использовать для приглашенных коллекций. Во многих частных и государственных музеях есть прекрасные собрания вееров, которые редко кто видит, чаще всего их экспонируют на временных выставках как аксессуар костюма. Однако у нас мы можем дать веерам из этих коллекций возможность «заблистать во славе» как самоценным произведениям. Для эксклюзивных образцов веерного искусства, таких как мемориальные веера, принадлежавшие какой-либо исторической личности, веера, изготовленные первоклассными веерными фирмами и художниками, предполагается открытие Особой кладовой.

3 Веер «Три пейзажа». Нидерланды, 1760-е годы

Переходя от витрины к витрине, вспоминаешь о том, что веера с ХVIII века служили инструментом флирта — с помощью этого очаровательного инструмента дамы признавались кавалерам в своих чувствах… Скажите несколько слов о «языке веера», который позволял придворным дамам вести любовные интриги, не прибегая к словам и письмам.

Вообще, по моему мнению, язык веера — это красивая легенда, которой место только в художественной литературе и другом творчестве. В каждом модном салоне существовал некий символический код общения людей обоего пола при помощи жестов и поз с использованием веера. Однако утверждать, что это формализованный язык общения, мне кажется, нельзя — одни и те же жесты в разных ситуациях могли быть разными по смыслу от салона к салону. Поэтому язык веера надо рассматривать скорее как некую «поэзию души», проявление радости любви, душевного смятения.

Расскажите, пожалуйста, какую-нибудь историю, связанную с символикой веера.

Интересна одна из легенд, связанная с происхождением складного веера. По этой легенде, вдова придворного аристократа Тайра Ацумори, удалившаяся в храм Миэйдо в Киото, желая облегчить страдания заболевшего лихорадкой настоятеля, бормоча молитвы, принялась обмахивать его сложенным в гармошку листом бумаги, что и принесло ему благополучное исцеление. До наших дней священнослужители этого храма считаются знатоками в области изготовления складных вееров, а слово «миэйдо» присвоено многим магазинам по продаже вееров в Японии. Но я как коллекционер люблю еще истории чудесных открытий и совпадений, связанных с самим процессом собирательства.

4 Фрагменты вееров из коллекции Евгения Пылаева

Раскроете хоть одну из ваших «веерных тайн», когда судьба улыбалась вам, даря неожиданные открытия?

Таких улыбок было много! Вот смотрите (достает из витрины и показывает одно из сокровищ) — этот веер из коллекции барона Ротшильда я приобрел на аукционе, не подозревая, что на нем изображено. Считалось, что на экране веера некая мифологическая сцена. Оказалось же, что это изображение момента представления трех дармштадтских принцесс великому князю Павлу Петровичу в 1772 году для выбора невесты. Веер вернулся в страну, история из которой была вдохновением для его сюжета!

Веер, как произведение декоративно-прикладного искусства, представляет собой сегодня популярное направление коллекционирования. У вас есть какие-либо временные или стилевые предпочтения и направленность в собирании вееров?

Моя коллекция вееров — одна из крупнейших у нас в стране. География происхождения веера охватывает практически все континенты и страны — Америка, Азия, Европа: Китай, Япония, Корея, Франция, Англия, Италия, Испания, Германия, Нидерланды, Россия и даже Бразилия. В собрании находятся эксклюзивные экземпляры, выполненные первоклассными веерными фирмами, такими как «Дювеллеруа», «Факон», «Александер» и другие, создававшие шедевры веерного искусства. Есть веера, расписанные живописцами Никола Ланкре, Алексом Норабелем, Антуаном Ватто, Борисом Анисфельдом, Сергеем Васильковским, Эженом Приером. Также присутствуют мемориальные образцы, принадлежавшие известным историческим персонам — митрополиту Новгородскому и Великолукскому Иову, королю Фридриху Великому, российским великим княгиням, самой императрице Марии Федоровне. Собирая коллекцию, я стремился к тому, чтобы в ней не было белых пятен ни в историческом и географическом смысле, ни по технике изготовления, то есть она максимально информативна по масштабу охвата всех сторон веерной культуры. И люблю я их все.

8 Слева: веер-сувенир «Кавказ». Италия или Испания, конец XIX века Справа: веер «Поклонение Флоре». Англия, 1790-е годы

Расскажите о формировании экспозиции музея. Каким был ведущий принцип — показать большое разнообразие вееров: от изысканных XVII—XVIII веков с росписью пасторальными сценками по шелку, тончайшей вышивкой, инкрустацией перламутром, резьбой по кости… до эпатажных эпохи модерна? Больше была ориентация на рассказ о богатой истории веера, отображающей различные стили и направления в веерном искусстве, или прослеживание развития технологических методов изготовления веера?

Лейтмотив экспозиции — это все-таки «искусство веера», то есть представление предмета как культурной ценности в реальном историко-географическом пространстве. А кажущееся разнообразие веерных экспонатов — это демонстрация различных школ и производителей. Экспозиция построена по классическому временнóму принципу. Однако тематически можно построить экскурсионный материал с любой специальной направленностью, например, технологические методы производства вееров, мифологические сюжеты в оформлении экранов, кость и перламутр в веерном производстве, реставрация станков и экранов и т. п.

11 Веер «История Вакха и Ариадны». Германия, 1740-е годы

Первые веера, как известно, появились на Дальнем Востоке в глубокой древности и использовались как опахала, для того чтобы навевать прохладу и отгонять докучливых насекомых, позже на Востоке использовались как символы власти и положения. Впоследствии на протяжении тысячелетий веер оставался неизменным атрибутом моды. В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши… И только технологически развитый ХХ век стал неприемлем для хрупкого и сентиментального аксессуара.

Я хочу добавить, что веер, как предмет человеческого быта, безусловно, связан с различными сферами жизнедеятельности человека. В различные времена он и оружие, и ритуальный символ, и рекламная поверхность, однако свое прямое предназначение — навевать прохладу — веер выполнял всегда. Поэтому лишь массовое распространение систем вентиляции и кондиционирования воздуха положило начало упадку веерной культуры по всему миру после Первой мировой войны. Веер перестал быть необходим по своему прямому назначению.

Сориентируете в ценах на веера — какова средняя стоимость и самые высокие лоты?

Стоимость вееров очень разнится: от нескольких десятков евро до нескольких десятков тысяч евро. Все зависит от многих критериев: качества исполнения, времени производства, состояния и т. п. Самые дорогие — это мемориальные веера, принадлежавшие каким-либо историческим личностям.

9 Зал Людовика XIV. Витрина с веером-кабриолетом и витрина с кружевными веерами

По красоте и по сложности исполнения многие из вееров не уступали произведениям живописи и ювелирного искусства. Какие из вееров в музее наиболее ценны с точки зрения искусства исполнения? Расскажите о них поподробнее.

Для меня веера, как дети — все любимы, а выделить наиболее предпочтительный достаточно сложно: в каждом есть своя «изюминка», благодаря которой он появился в моей коллекции. Но учитывая общенаучный интерес, могу выделить ранние веера-бризе из Голландии, веер Фридриха Великого, веер «История Моисея» времени Анны Иоанновны, опахальце митрополита Иова, веер «Полет Бланшара на воздушном шаре», веера фирмы Дювелеруа, веер-кабриолет.

Расскажите о взаимовлиянии различных школ веерного искусства. Насколько оно было сильно?

В XVIII веке уже сформировались индивидуальные черты основных европейских школ веерного искусства. И хотя все они следовали единой моде, где главенствующую позицию занимала Франция, вместе с тем национальные черты раскрывались в подборе сюжетов и орнаментальном декоре. Так, на экране веера «Три пейзажа» выполнены пейзажные композиции в духе художников голландской школы, стилистикой очень напоминающие росписи дельфтского фарфора, однако оправа имеет сходство с работами французских мастеров, что говорит о распространенном в ту эпоху взаимовлиянии разных школ. А веер «Жертвоприношение Юпитеру» вообще изготовлен в разных странах: экран — в Италии, а станок — в Англии.

10 Фрагмент веера

Расскажите про веера многих назначений. И есть ли такие в вашей коллекции?

Веера многих назначений — это особая глава в коллекционировании предметов «навевания прохлады». В них выражен изыск веерного производства, поскольку для изготовления подобных экспонатов требуется высшее профессиональное мастерство, как в веерном производстве, так и в смежных областях. Веер-скрипка, веер-зонтик, веер-бинокль, веер-лорнет, веер-флейта — вот далеко не полный список предметов веерного искусства. В моей коллекции есть подобные экспонаты, которыми я очень дорожу. Это веер-лупа-бинокль (тройное назначение!) XVIII века и веер-лорнет в стиле модерн.

7 Фрагменты вееров из коллекции Евгения Пылаева

Глядя на сотни представленных в музейной экспозиции разнообразнейших вееров из шелка, перьев, кружева, перламутра из разных стран и эпох, разных предназначений, научившись отличать типы складных вееров «плие» (складка) от «бризе» (ломаный), думаешь о том, что, может быть, эти олицетворения райской «легкости бытия» недаром исчезли вместе с началом женской эмансипации. Теперь же их «возвращение», пусть в виде экспонатов музея, в нашу жизнь — это символ возвращения ангелов-хранителей чувственного, человечного, несуетного?

Я рад возвращению вееров в нашу жизнь в любой форме, в том числе и как рекламных, и как элементов шоу. Думаю, что мода на них еще вернется. Мы при музее возродили производство веера и выпускаем их разные типы — можно использовать и как аксессуар современного костюма, и для украшения интерьера. А главное — это ушедшая культура, которая может стать частью настоящей.

Фотографии - Михаил Григорьев