Песчаная планета Татуин находится в Тунисе, развесистые эльфийские леса — в Новой Зеландии, а Техас можно обнаружить и в Испании. Советским и российским режиссерам особо выбирать и задумываться не приходилось. Крым оказывался нашим всем, возьми хоть «камчатские» скалы, хоть замки злых и добрых волшебников. А в роли экзотических, особенно по советским еще меркам, мест ему и вовсе равных не было. После того, как полуостров весной вошел в состав России, вновь заговорили о Ялтинской киностудии. Возможно, политическая встряска превратит Крым, как и задумывалось когда-то, в отечественный аналог Голливуда. А пока ART1 отправляется в обширное кинопутешествие — от деревни Большие Кебабы до чудесных стран.

Первым делом — локация, а уж потом кикиморы.

 

Лучший Египет — в Марокко. Во всяком случае, для поклонников комедии «Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра» — экранная Александрия снималась здесь, неподалеку от города Урзазат, так же, как эпические «Троя» и «Гладиатор». В разные годы в Марокко успешно снимали Кипр, Тибет и даже Техас. Занятно, но лучший фильм о Марокко — «Касабланка» — снимали в павильоне в Калифорнии.

Тунисские Матмата и Татвин успешно изображали планету Татуин из «Звездных войн». А иорданская Петра, точнее, знаменитая Аль Хазне превратилась в храм Грааля в фильме«Индиана Джонс и последний крестовый поход». Республика Зубровка из «Гранд отель Будапешт» Уэса Андерсона — на самом деле саксонский городок Герлиц, а в сам отель превратился местный универмаг. Да что там, даже знаменитые спагетти-вестерны Серджо Леоне снимались вовсе не в американских прериях: Дикий Запад в лентах «Хороший, плохой, злой» и «За пригоршню долларов» — на самом деле испанская пустыня Табернас.

Новая Зеландия оказалась не просто удачной локацией для «Властелина колец» и «Хоббита», но и неплохо заработала, благодаря туристическому буму, начавшемуся после успеха трилогии. И продолжает стричь купоны до сих пор: небольшой городок Матамата превратился в Хоббитон, а столица Веллингтон по случаю премьеры «Хоббита» на три недели была официально переименована в Середину Средиземья.

В советское время у отечественных кинематографистов была идеальная локация, где снимали практически все — от затерянных тропических островов до заполярных пейзажей и далеких планет. Фраза «лучшая зима — в Крыму» вовсе не шутка. Местные виды хороши не только в теплое время года, провести натурные съемки здесь можно практически для любого фильма. В 90-е и особенно 2000-е Крым вновь стал привлекать киношников — не только украинских и российских, но и зарубежных.

Кажется, проще сказать, чего здесь не снимали, счет фильмов, идет на десятки. Львиная доля сказок в диапазоне от «Садко» до «Королевства кривых зеркал», романтических комедий, вроде «3+2» и «Человек с бульвара Капуцинов», а также экранизации классики, в том числе «Дама с собачкой» и «Алые паруса» — это все Крым. Полуостров успешно прикидывался чем надо: Америкой и Чукоткой, Испанией и Кавказом. Впрочем, убедительнее всего Крым — в роли Крыма, хорошо знакомого не одному поколению зрителей и туристов.

И будет вам счастье.

 

 

У НАС В ИСПАНИИ

«Собака на сене» (1977)

Режиссер: Ян Фрид

Яну Фриду не было равных в экранизациях комедий плаща и шпаги. Лучшей была «Собака на сене» по пьесе Лопе де Вега: графиня Диана, богатая невеста и та еще гордячка, влюбляется в своего секретаря Теодоро. Тем временем ее руки добиваются два высокородных сеньора (Игорь Дмитриев и Николай Караченцев). Оба распевают под окном Дианы серенады и планируют убийство внезапно появившегося соперника. Основную сюжетную линию разыгрывали в интерьерах Ливадийского дворца Маргарита Терехова и Михаил Боярский. Она к тому времени уже снялась в «Зеркале» Андрея Тарковского, а он — в «Старшем сыне» Виталия Мельникова. Посмотрев «Собаку на сене», сотни девочек вслед за Тереховой учились томно вздыхать и красиво взмахивать веером. А еще наизусть заучивали монологи Дианы, втайне мечтая, что среди одноклассников сыщется хоть один, кто владеет, ну хорошо, не шпагой, но ее подобием. Те, кого тема греет до сих пор, могут прогуляться по дворцу, посидеть, как героиня Тереховой, на мраморной скамейке (память услужливо подскажет саундтрек: «Любовь, зачем ты мучаешь меня…»). Или под балконом с химерой найти фонтан, в котором Теодоро смывал кровь с лица после того, как его поколотила графиня.

 

 

«Двенадцатая ночь» (1955)

Режиссер: Ян Фрид

Коллизию с близнецами, которые после кораблекрушения оказались в Иллирии и по счастливой случайности нашли друг друга, не один раз переносили на экран. Особой популярностью до сих пор пользуется фильм-спектакль театра «Современник», где сэра Эндрю Эгьючика играл Константин Райкин в белокуром парике, а в желтых чулках с подвязками крест-накрест расхаживал Олег Табаков. Но первым в СССР, еще в 1955 году,  шекспировскую «Двенадцатую ночь» экранизовал Ян Фрид. Бруно Фрейндлих, Михаил Яншин и Георгий Вицин распевают «Три весельчака». Виола (Клара Лучко) взбирается по скалистому берегу, в котором легко узнать крымское взморье, герцог Орсино (Вадим Медведев) пишет очередное любовное письмо графине Оливии, сидя у фонтана под химерой в парке Ливадийского дворца  (того самого, что потом засветится в «Собаке на сене»). Герцогские покои, впрочем, снимали не только здесь: для натурных съемок еще использовали колоннаду симферопольского железнодорожного вокзала.

 

 

ПОВОРОТ НА БОЛЬШИЕ КЕБАБЫ

«Кавказская пленница», (1967)

Режиссер: Леонид Гайдай

Мега-хит советского кинопроката, комедию про аспиранта Шурика, поехавшего на Кавказ собирать «сказки, легенды, тосты», на самом деле снимали в Крыму. Нет, справедливости ради, на Кавказе нашли подходящую горную речку, из которой по сценарию Нина спасала Шурика, но все остальное — романтические прогулки с песенкой о медведях, побег из психбольницы, тосты и твист — это Крым. Занятно, что римейк «Кавказской пленницы», который выходит в прокат в августе, тоже снимали в Крыму. Каковы художественные достоинства перелицованной комедии пока неясно, но желание повторить гайдаевский фильм даже в выборе локаций очевидно.

Гайдай много снимал в Крыму. Сцена из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где Наталья Селезнева поет «Звенит январская вьюга» снята на набережной в Ялте, а за спиной режиссера Якина виднеется гостиница «Ореанда». «Спортлото-82» с поиском выигрышного лотерейного билета, торговлей апельсинами по спекулятивной цене и ночной пробежкой Михаила Кокшенова в плавках и с ластами в руках  («Так троеборье же!», — говорит он притормозившему милиционеру) — сплошь крымские пейзажи — от Федосии и Кара-дага и до Алушты и Медведь-горы.

 

«Похищение века» (1981)

Режиссер: Виталий Макаров

От обычной курортной комедии этот фильм отличает, разве что, формат. «Похищение века» — стереокино. Еще в конце 60-х в Советском Союзе стали развивать стереокинотеатры: для создания и показа фильмов использовалась система «Стерео-70». В основном снимали детские и документальные ленты, но были и комедии, и детективы. Сюжет в «Похищении века» слегка отдает Голливудом с поправкой на советскую действительность: за молодым автомехаником охотятся жители двух сел — Больших и Малых Кебабов. Крадут его с нетипичным для проходной комедии размахом: используя карету скорой помощи и даже вертолет — и все ради ремонта «Жигулей». Для жителей курортной Ялты просмотр «Похищения века» был небольшим аттракционом. Здесь в 80-е работал стерекинотеатр «Марс» — так что дорога на Большие и Малые Кебабы, стоило только выйти оттуда, превращались в развилку на Байдарский перевал.

 

 

ХОЛОДНОЕ ЛЕТО

«Начальник Чукотки» (1966)

Режиссер: Виталий Мельников

Трагикомедия о писаре Бычкове, который на деньги от таможенной пошлины хотел построить на Чукотке социализм с банями и памятником товарищу Ленину. Черно-белое северное сияние, стройка светлой жизни назло суровым явлениям природы, чиновник-приспособленец, которому что царь-батюшка, что красный комиссар, и товарищ чукча. Ну и, разумеется, начальник Чукотки в исполнении Михаила Кононова. В титрах также имеются «наши» и «контра» — внешняя и внутренняя. По ходу сюжета писарь открывает в себе задатки бизнесмена, делает на пошлине на пушнину миллион долларов, заводит врагов в лице контры и местного купечества, бежит в Америку через Берингов пролив, но при первой же возможности отправляется на родину. Бычков совершит кругосветное путешествие, но в Петрограде станет жертвой местных карманников и потеряет оставшиеся деньги.  В итоге все закончится хорошо и он опять поедет на Чукотку — край, где, по меткому выражению товарища чукчи, «народу будет — песец не будет». Натурные съемки — хороший пример того, с какой изобретательностью подходили кинематографисты к вопросу выбора площадки. Суровую зиму снимали около города Апатиты, прохладное лето — в районе Судака.

 

 

САРАКШ АТАКУЕТ

«Обитаемый остров» (2008)

Режиссер: Федор Бондарчук

Экранизация романа Бориса и Аркадия Стругацких обошлась в 36 млн. долларов. Снимали его долго, выстраивая в Крыму декорации для планеты Саракш. Федор Бондарчук, унаследовавший от великого отца страсть к масштабным съемкам, задействовал в фильме семь тысяч человек массовки, немалое количество военной техники (чертова дюжина танков, монструозно «прокачанных» для фильма, в том числе выполненный на базе БТР-70 розовый танк, на котором ездил Максим Камерер), и три сотни стволов огнестрельного оружия. Местные экологи утверждают, что во время съемки батальной сцены на территории Казантипского заповедника под гусеницами «инопланетных» танков погибли редкие змеи и ящерицы. «Обитаемый остров» стал лидером проката, собрав в общей сложности 27 млн. долларов. Поклонники Стругацких двухчастный фильм восприняли неоднозначно, и критиковали сырой сценарий (его изначально писал Эдуард Володарский, затем за синопсис взялись фантасты Марина и Сергей Дяченко) и посредственную игру исполнителя главной роли Василия Степанова.

Саракш — не единственная планета, за которую выдавали Крым. Здесь же снимали планету из системы Альфа Кассиопеи для «Отроков во Вселенной», в том числе кислотную сцену, когда роботы заманивают подростков на «осчастливливание». Десятью годами раньше самый известный пионерский лагерь Советского Союза стал земной локацией на съемках «Туманности Андромеды» по роману Ивана Ефремова. «Артек» в точности соответствовал представлениям авторов фильма об архитектуре будущего. Пересматривать «Туманность» сейчас вдвойне полезно: помимо чувства ностальгии, он вызывает гордость за наших кинематографистов. Снять в конце 60-х почти что «Стартрек» — это довольно круто.

 

 

Окончание следует.