Во второй части крымского кинопутешествия ART1 заглянул в «Испанию», «Аргентину», побывал в чудо-королевствах — и вернулся домой.

Окончание. Начало см. Анна Попова. «Остаемся зимовать» (1)

Компания «Аэроборода» желает вам приятного полета в Крым.

 

ЗДЕСЬ БЫЛ ШОН БИН

«Стрелки Шарпа» (1993)

Режиссер: Том Клегг

Первый из череды фильмов о королевском стрелке Шарпе, и его восхождении из рядовых к полковничьему чину. За спасение лорда Веллингтона его производят в лейтенанты и поручают найти Джеймса Ротшильда, который пропал где-то в Испании вместе с чеком на миллион фунтов. Приключенческие романы Бернарда Корнуэлла о Ричарде Шарпе, участвовавшем во всех крупных военных кампаниях Британской империи, переносят читателей из Испании в Индию, Португалию и даже Южную Америку. Всякий раз главному герою приходится преодолевать трудности: красавец-авантюрист сомнительного происхождения — «свой среди чужих, чужой среди своих». Испанские красоты для «Стрелков Шарпа» нашлись в Крыму, в районе Ялты и Бахчисарая. Сам Шон Бин спустя двадцать лет вернулся туда — уже для съемок в фильме «Солдаты удачи» Максима Коростышевского. Позже в одном из интервью актер признавался, что «там прекрасно».

Приключенческие фильмы накрепко прикипели к крымским локациям — как ни удивительно, здесь же снимали некоторые эпизоды морской эпопеи о капитане Хорнблауэре с Иэном Гриффитом в главной роли.

 

 

«Пираты XX века» (1979)

Режиссер: Борис Дуров

Боевик о захвате корабля, идущего с Филиппин во Владивосток, с грузом морфия на борту — едва ли не самый успешный советский фильм в прокате. Известная история о том, что на экранах он появился только потому, что понравился Брежневу — деятели от культуры сочли остросюжетный фильм чересчур провокационным и не соответствующим советской действительности. Однако же, на счастье авторов, генсек оказался любителем кинодвижухи с карате, пиратами и романтическими героями.

 

 

«Человек-амфибия» (1961)

Режиссеры: Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский

Экранизация романа Александра Беляева об Ихтиандре, способном жить под водой, прекрасной Гуттиэре и коварном доне Педро. Взбудораженный историей о дьяволе из пучины Буэнос-Айрес снимали в Баку, а вот морские съемки вели в бухте Ласпи. По тем временам «Человек-амфибия» был технологическим прорывом: никто не хотел браться за экранизацию больше десяти лет, но Чеботарев и Казанский придумали, как перенести на экран эту историю. Особо стоит отметить каст: романтическая героиня Анастасии Вертинской, обаятельный человек-рыба Владимира Коренева и демонический красавец Михаил Казаков. Эта фантастическая лента более полувека остается в числе лучших, снятых в СССР. Не в последнюю очередь из-за песен — твист «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» свеж и сейчас.

 

 

БЭТМЕН ИЗ СКАЗКИ

«Мио, мой Мио» (1987)

Режиссер: Владимир Грамматиков

Сказка под песню Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерсона начинается где-то в Стокгольме и заканчивается в симеизских скалах. Это еще большой вопрос, кто открыл Кристиана Бейла — Стивен Спилберг или Владимир Грамматиков. В 87-м году будущий Бэтмен и американский психопат сыграл роль Юм-Юма, друга Боссе, который оказался не мальчиком из приюта, а потерянным много лет назад принцем Мио из страны Желанной. В сказочном королевстве, что раскинулось на зеленом острове, узнаются Ласточкино гнездо и Воронцовский дворец. Отсюда Мио и Юм-Юм отправятся в страну Вечной ночи, чтобы сразиться со злым рыцарем Като (его играет Кристофер Ли, заранее проявляющий задатки недоброго волшебника Сарумана) и найти похищенных им детей. Стилистически эта сказка похожа на не менее популярную в конце 80-х «Бесконечную историю» Вольфганга Петерсена. И там, и там главный герой — несчастливый мальчишка, который сбегает в волшебную страну и спасает ее от напасти. Есть и более занятные совпадения. Скажем, имя злодея советуют не произносить — «не то накликаешь беду». Ну, чем не «Гарри Поттер»? Спустя три года Кристиан Бейл и Кристофер Ли снова встретились на съемках «Острова сокровищ» Фрейзера Кларка Хестона. Бейл сыграл Джима Хокинса, а Ли — слепого Пью.

 

 

ИХ НРАВЫ

«Шапито-шоу» (2011)

Режиссер: Сергей Лобан

Смех, грех и шапито. Премьера четырехчасового полотна Сергея Лобана состоялась на Московском кинофестивале. «Шапито-шоу» настолько выдавалось из общего ряда российских фильмов, что его номинировали на «Золотого Георгия». Лента получила спецприз жюри, что очень неплохо для картины, в которой происходит абсолютно все и при этом, на первый взгляд, почти ничего.

Для проката ее разделили на две части: «Уважение и сотрудничество» и «Любовь и дружба». Персонажи переходят из одной новеллы в другую, с экрана льется одуряющий летний жар, курортники танцуют и загорают на забитом пляже. Добавить к этому вставные номера в исполнении «эрзац-Цоя», псевдо-Мэрилин и прочих персонажей из шапито — и получится сумасшедший аттракцион, в котором важно не как он сделан, а какие ощущения оставляет.

 

 

«Асса» (1987)

Режиссер: Сергей Соловьев

«Здравствуй, мальчик Бананан», «Мы ждем перемен», «Мочалкин блюз», «Чудесная страна» и — куда же без него — «Город золотой». В программном для русского рока фильме так или иначе участвовал целый отряд значительных представителей контркультуры середины 80-х. Снимали его в зимней Ялте: сюжет разворачивается в пасмурном курортном городе, омываемом штормами Черного моря, где из развлечений — только ресторан с Банананом, гастролирующие лилипуты да фуникулер на холм Дарсан. Эта маленькая канатная дорога до сих пор пользуется у туристов повышенной популярностью: возможно, многие из них только слышали об «Ассе», но все равно совершают ритуал и залезают в маленькие шаткие капсулы-вагончики. Те же, кому больше тридцати, еще помнят первые показы фильма про медсестру Алику, которая так невовремя влюбилась в Бананана, бандита Крымова, читающего про бедного Павла I, и — финальный аккорд — врывающегося в кадр Виктора Цоя. Такие на фуникулере поднимаются, возможно, только для того, чтобы включить в плеере «Город золотой», который слушают только здесь. «Когда тебе станет окончательно гнусно, поставь эту кассету».