27 августа на Лидо открылся 71-й Венецианский кинофестиваль. Через неделю, 6 сентября жюри во главе с композитором Александром Деспла раздаст победителям награды, в том числе «Золотого Льва», которого вот уже долгие годы делает одно почтенное итальянское семейство. ART1 заглянул в мастерскую. «Думаю, мне повезло, я вторым, после жюри, узнаю имена победителей», — о своей семье и работе рассказывает глава предприятия Кристиано Москини.

 

Венецианский кинофестиваль – старейший кинофорум мира, основанный еще при поддержке Бенито Муссолини. До 1949 года победителей тут награждали кубком имени диктатора, затем — Gran Premio Internazionale di Venezia. И только потом наградой стал лев, символ Венеции и евангелиста Марка.

Львов, которыми фестиваль награждает лауреатов, в том числе и Льва Номер Один — весом в 2,5 кг — в течение многих лет делает венецианская мануфактура Ditta Santi di Moschini. С виду — обычная лавка, каких в Венеции много. Даже не антикварная, такое чувство, что тут продается вообще все – от канцтоваров и каких-то специальных хитрых фонарей до скульптур и картин, кованых и литых ручек для дверей и окон. Первоначально фирма специализировалась исключительно на тиснении и гравировке, затем производство расширилось — мануфактура принялась и за изготовление почетных наград.

 

Владелец Ditta Santi di Moschini Кристиано Москини.

 

Вы делаете для Венецианского фестиваля только Львов? А что насчет актерского Кубка Вольпи?

Пару лет назад я делал также фестивальные награды Gucci и Persol. Это все вариации фестивальных львов, но не в золоте, а в серебре. К изготовлению актерских чаш Вольпи компания Ditta Santi di Moschini отношения не имеет, их производит ювелирный дом Gioielleria Missiaglia, исторически занимающийся  этими кубками еще со времен Муссолини. Зато я гравирую на всех венецианских наградах имена победителей. И на актерских, в том числе.

Вообще наша компания изготавливает призы и почетные награды для самых разных статусных событий. Для Венеции, к примеру, очень важна регата. Там, правда, в качестве призов используются не статуэтки и не медали, а флажки и вымпелы. Но, однажды, мне довелось сделать специальную золотую медаль для юбилейной регаты. Есть еще одно важное для страны мероприятие – фестиваль современной музыки в Сан-Ремо, это очень популярное событие в Италии…

О Сан-Ремо в России хорошо знают, когда-то этот фестиваль у нас был очень популярен.

Правда? Вот здорово! Мой дед бывал в Сан-Ремо по паре месяцев ежегодно, у нас в том регионе Италии много контрактов. И контракт на работу с музыкальным фестивалем в том числе.

У вас же семейный бизнес. Расскажете о предках?

Я, Кристиано Москини – третье поколение Ditta Santi di Moschini, этим бизнесом занимались мой дед и мой отец. Они получили дело в 1935 году. До того фирма называлась просто Ditta Santi. Это очень старая фирма, венецианец  Алессандро Санти еще в середине XIX века был гравером короля Италии. Мы – другая семья, мы приобрели брэнд, и теперь это семейный бизнес Москини. У Ditta Santi di Moschini контракт с Биеннале. Он заключен много лет назад, и цены на наши услуги постоянные. Я два года изучал экономику и коммерцию в университете Ca’ Foscari di Venezia, главном университете Венеции, а затем оставил учебу ради работы в семейном предприятии. И с 1980 года я в деле. Не могу сказать, что мой отец был этим доволен,  скорее это понравилось моему деду. Папа, может быть, предпочел бы, чтобы я делал что-то совсем новое, что-то свое собственное. Но я выбрал этот мир, он мне интересен. Мне 54 года, детей у меня нет. Есть сестра, у нее двое сыновей, но они к нашему делу отношения не имеют. Так что я последний в роду.

 

 

Как производятся наградные «львы» и каким образом вы узнаете о победителях?

Нашей семье принадлежит вот этот самый магазинчик, где мы с вами сейчас находимся. При нем есть небольшая мастерская. Но основное производство — в Спинеа, за пределами Венеции. Там я обычно и работаю. Но и тут, на Сан-Марко, бываю часто, пять дней в неделю меня можно тут найти. Хотя ради фестиваля приходится приезжать и в выходные. Лауреатов жюри оглашает в субботу вечером на церемонии награждения. А я узнаю имена лауреатов около 9 утра — я ведь должен выгравировать имена на специальных табличках. Прихожу на работу, включаю компьютер, а там уже письмо из дирекции фестиваля. Правда, к субботе таблички уже готовы, я просто заранее оставляю место, куда потом вписываю имена. Мой электронный адрес хорошо защищен, с этим все в порядке. Думаю, мне повезло быть вторым после венецианского жюри, кто владеет информацией о победителях. Они ведь решают все в пятницу вечером, могут и до ночи спорить. Иногда смотришь полученное письмо, а время отправки — два или даже три часа ночи.

Вы также продаете копии своих «львов» для туристов.

Самая простая стандартная копия венецианской награды стоит около 240 евро, плюс еще коробка и гравировка. Да, это все для туристов. Подобные сувениры часто покупают в качестве подарка для разных звезд. Есть и другие львы, это ведь городской символ. Вы можете найти подобные статуэтки и в других магазинах. А вот, к примеру, большая копия одного из львов  Mostra del Cinema. (Кристиано, кряхтя, вытаскивает откуда-то из–под стола внушительных размеров статуэтку.) Это дизайн 70-х годов. Оригинальный лев того времени меньше. Также у меня есть копия львов, которые установлены у входа в фестивальный дворец на Лидо.

 

 

Фестиваль приглашал вас или ваших предков на церемонии?

Нет, у нас с ними чисто коммерческие отношения. Было дело, приглашали, на какие-то фильмы, но не на саму церемонию. И я даже ходил пару раз по их приглашениям. Но, если уж захочется сходить и посмотреть какой-то фильм, я предпочитаю купить билет и отправиться на сеанс независимо ни от кого.

Что вы любите в кино? Видели ли фильмы-победители?

О лауреатах и победителях много не знаю. Удалось что-то посмотреть в прошлом году, но не фильм-победитель. Только не спрашивайте, что конкретно я смотрел, сейчас уже и не вспомню! Память у меня уже не та. И это проблема, знаете – имена актеров, названия фильмов. Это ужасно! (Смеется) Итальянское кино я люблю, конечно — прежде всего, Паоло Соррентино. Ну, и классику – Висконти, Де Сика, Росселлини, Пазолини. Многих люблю. Или вот еще наш популярный режиссер, он в Каннах был председателем жюри. Как же его зовут…Нанни Моретти!

Фото: Марина Латышева.