С 10 по 19 сентября в нескольких залах Петербурга и в Гатчине можно будет нырнуть в глубину веков – услышать старинную музыку, ненадолго замедлить свою жизнь до темпов XVI века или почувствовать нерв начала Первой мировой. Фестиваль Early Music привозит первоклассных исполнителей, специализирующихся на воспроизведении «духа времени» - и сообщает, что некоторые легендарные личности были еще и недурными композиторами.

ART1 Фото Виктора Немтинова (11)

Андрей Решетин

В течение пяти лет – скрипач группы «Аквариум», тринадцать – первая скрипка барочного ансамбля Musica Petropolitana, вот уже шестнадцать лет - худрук и идеолог фестиваля «Early music», Андрей Решетин работает в архивах, изучает древние партитуры и любит старинные инструменты. Но вот что важно: он не засушивает трехсотлетних авторов, он их уважительно встряхивает и предъявляет публике проснувшимися и вполне бодрыми. Ансамбль «Солисты Екатерины Великой», которым руководит Андрей Решетин, будет играть на фестивале Иоганна Себастьяна Баха и Генриха Игнаца Франца фон Бибера, Джузеппе Сарти, графа де Сен-Жермена и Луиджи Скьятти.

Где и когда: 10 сентября, 19.00. Яани кирик. «Памяти павших в Великой войне» (Х.И.Ф.Бибер, И.М.Бах, грегорианские хоралы).

11 сентября, 20.30, Феодоровский собор, «Помилуй меня, Боже» (Д.Сарти) (вход свободный).

14 сентября, 12.00 Гатчина, Александровская гостиная, «Обаяние галантного века» (К.Ф.Э.Бах, граф де Сен-Жермен, Д.Пьянтанида, Л.Скьятти).

 

Джузеппе Сарти

Уроженец Фаэнцы (что недалеко от Болоньи), Джузеппе Сарти сочинял музыку в родном городке, в Венеции, затем в Копенгагене – а в 1784 году в солидном возрасте 55 лет отправился в Россию. Здесь он пережил классические театральные интриги, был сдвинут с места капельмейстера Екатерины II, нашел укрытие под крылом светлейшего князя Потемкина, и получил должность директора музыкальной академии в только что основанном городе Екатеринославе. Туда, на днепровские берега, он собирался привезти итальянских крестьян – чтобы работали на него и пели. К счастью для последних, ему это не удалось – вернулось расположение Екатерины и место капельмейстера. Сарти посвятил монументальной правительнице сочинения ей конгениальные – мощные, слегка безумные и какие-то трогательно-искренние. На концерте в Феодоровском соборе можно будет услышать его Кантату в исполнении альтиста Андрея Пенюгина, Жанны Афанасьевой (сопрано), хора Феодоровского собора и «Солистов Екатерины Великой». Вход свободный – но музей Дома Романовых при Феодоровском соборе будет рад, если вы ему что-нибудь пожертвуете.

Где и когда: 11 сентября, 20.30, Феодоровский собор, «Помилуй меня, Боже» (Д.Сарти) (вход свободный).

 

Даниил Ведерников

Барочный актер – редкое существо в нашем мире, а в этот день, когда Early music собирает любителей старинной музыки в Гатчине, есть шанс увидеть одного из них. Даниил Ведерников «заболел» барокко после просмотра спектаклей французских реконструкторов – и начал переводить трактаты по актерскому и ораторскому мастерству и ездить на мастер-классы к европейским педагогам. От работы ассистентом у знаменитого арфиста и дирижера Эндрю Лоуренс-Кинга – до самостоятельной постановки оперы-балета Рамо «Пигмалион» вместе с ансамблем «Новая Голландия»; сейчас периодически ставит праздники в Петергофе. На фестивале он продекламирует пять двустиший Симеона Полоцкого – с восстановленным произношением и риторической жестикуляцией XVII века – это будет иллюстрацией к лекции Игоря Юркина о московском барокко.

Где и когда: 14 сентября, 13.00, Гатчина, Мраморная столовая. «Художественная Москва Алексея Михайловича: частные коллекции семьи Виниусов, барочный театр Симеона Полоцкого».

 

Якоб Кляйн младший

Родившийся в 1688 году в Амстердаме Якоб Кляйн-младший называл себя композитором-дилетантом – потому что, в отличие от своего отца, зарабатывал на жизнь не творческими занятиями (папа был танцмейстером в амстердамском городском театре), а торговлей гуммиарабиком. Но его сонаты для виолончели – виртуозные, неожиданные, с отчетливым чувством юмора – интересны сейчас не только как первые опыты в этой сфере (в XVII – начале XVIII векf сонаты в основном сочиняли для скрипки, виолончель была обделена), но и просто как хорошая музыка. На фестивале исполнять сочинения Якоба Кляйна-младшего будут виолончелисты Павел Сербин и Александр Гулин – первый из них худрук, а второй - солист ансамбля Pratum Integrum, специализирующегося на игре на исторических инструментах.

Где и когда: 14 сентября, 15.00, Гатчина, Павильон Венеры. «Экспериментальное барокко. Странная музыка первой половины XVIII века».

 

«Крига» и «Коло»

Издательство «Крига», в основном выпускающее книги по истории (в недавнем прошлом – монография о Доминики Трезини, комментированный перевод маркиза де Кюстина, том Дмитрия Копелева по истории пиратства) и издательство «Коло» (историко-архитектурные путеводители) представят в Гатчине свои новинки. Ровно в середине большой концертной программы «Дня в Гатчине» – чтобы потом публика взялась слушать музыку с новыми силами.

Где и когда: 14 сентября, 17.00, Гатчина, Мраморная столовая

 

Иван Грозный

Этого автора специально представлять не нужно – его усилия по укреплению властной вертикали и дружелюбная внешняя политика давно и прочно поселили к нему симпатию в сердцах наших граждан. Но все-таки именно музыка его известна не столь широко – а на фестивале можно услышать сочинения первого царя всея Руси. Стихиры (песнопения вечерни и утрени) Ивана Грозного исполнит вокальный ансамбль Евгения Скурата.

Где и когда: 14 сентября, 17.30 Гатчина, Мраморная столовая. «Москва Ивана IV Грозного»

 

Томас Уилкс

Автор мадригалов и антемов, сочинивший для англиканской церкви больше музыки, чем любой другой композитор его времени (конец XVI – начало XVII века), был человеком чрезвычайно темпераментным – однажды он был отстранен от службы в соборе, потому что прямо во время проповеди поносил дьявола последними словами. Возможно, особенную ненависть органиста к нечистому вызвал тот факт, что у музыканта «после вчерашнего» страшно болела голова – в докладной епископу непосредственный начальник Уилкса отмечал, что тот пьет не по-божески. Но вот что занятно: буйная личная жизнь (с гулянками и женитьбой «по залету») никак не сказалась на его музыке – умной и изящной. Услышать его сочинения – а также сочинения его современников (Орландо Гиббонс, Уильям Берд, Питер Филипс, Томас Таллис и Генри Перселл) – можно в исполнении московского вокального ансамбля «Интрада» под руководством Екатерины Антоненко.

Где и когда: 14 сентября, 18.00 Гатчина, Белый зал. «Английское многоголосье от Елизаветы I до Якова II».

 

Saggitarius

Ансамбль (который правильнее было бы назвать театром) из Бордо уже не раз бывал в Петербурге и всегда встречал восторженный прием; теперь они везут «Триумф Амура» - спектакль, собранный из кантат Жана-Филиппа Рамо. «Пастушеская верность», «Фетида» и «Орфей» - в древнегреческих сюжетах французского классика пастухи и боги одинаково галантны. За режиссуру и барочную декламацию отвечает Тьерри Пето.

Где и когда: 14 сентября, 19.00. Гатчина, Александровская приемная. «Французский барочный театр».

 

Франко Фаджоли

Пик фестиваля – вечер аргентинского контр-тенора, диапазон голоса которого позволяет ему исполнять как альтовые, так и сопрановые партии, написанные для певцов-кастратов. 33 года; из аргентинского Тукумана пройден долгий путь к победителю конкурса фонда Бертельсманна и гастролирующей звезде. На фестивале Фаджоли исполнит арии из опер неаполитанского барочного гения Никола Порпора в сопровождении пьемонтского ансамбля Academia Montis Regalis.

Где и когда: 17 сентября, 19.00. Государственная академическая капелла.

 

Пьер Кремон

Французское струнное трио Concordia (Эммануэль Рэж – скрипка, Патрицио Жермон – скрипка, Клер Ланке – виолончель) отряхивает пыль с сочинений Пьера Кремона – виртуозного скрипача, которого в начале XIX века пригласил в Петербург лично Александр I (музыканту тогда было 19!) и который стал капельмейстером при дворе. В его музыке (Эммануэль Рэж, идеолог ансамбля, разыскал сочинения Кремона во французских архивах) отразились воспоминания и о любимой Оверни – и о не менее любимой России, десять лет службы в которой он всегда вспоминал весьма нежно. Концерт посвящен 250-летию Эрмитажа.

Где и когда: 19 сентября, 19.00. Эрмитаж, Двенадцатиколонный зал.

 

Пино де Витторио

Хрипловатый тенор, гитара в руках, ухмылка – три года назад, впервые появившись на фестивале Early music, этот неаполитанец поразил грубоватой витальностью, мало свойственной обычно появляющимся на фесте утонченным артистам. Его концерт с оркестром La Capella musicale della Pieta de ‘Turchini недаром ставят в финал фестиваля – это как возвращение к обычной жизни из барочных облаков. И утешительные заверения организаторов: ну посмотрите же, на земле тоже можно встретить людей чертовски обаятельных!

Где и Когда: 19 сентября, 20.00. Государственная академическая капелла