Татьяна Ахметгалиева «Аллергия на пыль». Галерея Марины Гисич, 4 сентября — 26 октября 2014.

2

«Аллергия на пыль» — первая за долгое время персональная выставка художницы в Петербурге. Часть этого проекта была показана недавно на «Актуальном рисунке» в Русском музее, а в галерее не только существенно больше работ - прибавились графические листы и два видео.

Среди русских художников молодого поколения Татьяна Ахметгалиева - одна из немногих, кто последовательно работает с текстилем. В мире современного искусства вышивка и вязание давно являются одним из признанных медиа, это целое направление, представленное в основном молодыми художниками-женщинами. Эстетически и стилистически авторы часто пользуются контрастом, возникающим из соединения традиционной техники и современных сюжетов, а их произведения построены на таких типичных для поп-арта приемах, как монументализация объекта.

В галерее Гисич Ахметгалиева предстает как сложившийся художник со своим кругом тем и приверженностью к одному медиуму. На выставке Generation START в рамках параллельной программы «Манифесты» в Кадетском корпусе можно увидеть одну из самых ранних ее работ в текстильной технике - «Стадия куколки», с которой началась известность автора, была показала на Винзаводе в 2009 году, и эта инсталляция до сих пор не потеряла эффетности и актуального звучания.

Название проекта «Аллергия на пыль» воспринимается отчасти как иронический автокомментарий художника, который, возможно, теперь готов покинуть установившиеся творческие рамки. Жанровую принадлежность этих работ сложно определить однозначно: обладая всеми родовыми признаками декоративно-прикладного искусства, они постоянно и последовательно смещаются от ДПИ в сторону живописи, о чем буквально сигнализирует цвет. Начав в свое время с базовых красного и черного, сейчас Ахметгалиева приближается к гамме живописи экспрессионизма, для чего начала интересно использовать цветной фон. Отношения работ с пространством выстраиваются по правилам рельефа, если не горельефа, но глубокие подрамники нельзя назвать удачным решением.

Художественный маневр в избранной технике ограничен, а традиционный материал Ахметгалиевой рождает «навязанные» - точнее и не скажешь! - ассоциации. Словно бы искупая весь этот ассоциативный ряд, она обращается к сюжетам и темам, которые диаметрально противоположны рукоделию: если в 2011 году в проекте «Синтетический подход» были компьютеры и кабели, то сейчас — телефоны и телевизоры. Вспоминается древняя детская игрушка из двух спичечных коробков, соединенных ниткой, - по такому «телефону» можно было разговаривать. Что за информация передается по шерстяным нитям, которые использует Ахметгалиева?

Хотя к актуальным проблемам ее искусство относится только опосредованно - художница отрицала всякую связь с феминизмом и политическую вовлеченность еще в раннем интервью 2009 года, - по сути оно является феминистским. Граница органического и неорганического, живой и мертвой материи, - другая тема, которая привлекает целый ряд молодых художников, вышедших приблизительно в одни годы из института Про Арте.

В том же поколении есть еще одна женщина-художник, занятая плетением нитей - но в своих работах Анна Желудь свивает железную проволоку и плетет узлы проводов, стремясь обратить неживую техническую материю к реальной жизни. Конечно, Ахметгалиева движется в противоположную сторону, изображая неживое с помощью «натуральных» (в прямом значении, то есть природных) материалов.

В новом проекте художница воспроизводит моментальное и быстрое в принципиально «медленной» технике. На одном из видео в галерее — сильная рябь помех на телевизионном экране (их выразительность оценили и сделали приемом еще первые видео-артисты), который в таких случаях привычно сравнивают с шерстяным полотном. По барахлящему телевизору идет спортивная передача с фехтовальщиками, они же появятся затем в нескольких вышивках. Большая видеопроекция подсказывает зрителю, что по-настоящему художника сейчас увлекают сигналы, импульсы, уколы. Интересует даже не сам сигнал, а его след: так в фехтовании по касаниям засчитывают очки в соревнованиях, так всегда колет иголкой пальцы имеющий дело с тканью и нитями.

Фото предоставлены галереей Марины Гисич