В прошлом выпуске «Краткой истории архитектуры» речь шла больше об истории города. В этот раз колумнист ART1 устраивает настоящую экскурсию по архитектуре национального романтизма, в его рассказе фигурируют исчезнувшие, руинированные и уцелевшие постройки. Прогулка начинается с лютеранского собора в неоготическом стиле, разбомбленного авианосцами, и заканчивается у железнодорожного вокзала Сааринена и Гезелиуса, взорванного красной армией. Выборг полон призраков, но тем интереснее по нему гулять. 

Приближение модерна в Выборге стало ощущаться с появлением в архитектуре города черт специфического историзма, которые интерпретировали средневековые дома городов Ганзейского союза и по-своему отражали личную историю города — активного участника ганзейского товарооборота. К таким постройкам можно отнести реконструкцию Историко-этнографического музея, открытого в здании старой ратуши к празднованию 600-летия Выборга в 1893 году. После дара музею огромной исторической коллекции русского художника Василия Громме музей потребовал расширения. С поставленной задачей великолепно справился в 1898 году выборгский архитектор Йохан Бломквист.

 

21-22 (1) Историко-этнографический музей серьезно пострадал во время Зимней войны, утратив свою высокую скатную крышу (на рисунке справа)

 

Архитектурной жемчужиной Выборга стал новый Кафедральный собор, построенный в неоготическом стиле по проекту немецкого архитектора Эдуарда Диппеля к юбилейным празднованиям 1893 года. К сожалению, во время Зимней войны (1939—1940) Выборг сильно пострадал: неповрежденными остались не более восьми процентов городских зданий, в руины превратился и 75-метровый собор, ставший мишенью для авиаударов. Остатки собора были окончательно демонтированы в середине 1950-х годов.

 

Кафедральный собор Выборга Кафедральный собор Выборга располагался в парке-эспланаде рядом с библиотекой Аалто

 

Другим любопытным проектом Диппеля стало здание на Выборгской улице, 1, выполненное по мотивам ганзейской архитектуры в 1898 году и предвосхитившее гранитные облицовки цокольных этажей, характерные для архитектуры национального романтизма.

В ганзейском стиле построено и здание Банка Финляндии, выходящее на Рыночную площадь и созданное по проекту выдающегося архитектора Карла Густава Нюстрёма в 1910 году, все еще тяготевшего к историзму.

Молодой, но уже зрелый национальный стиль Финляндии наиболее ярко представлен в Выборге творениями губернского архитектора Аллана Шульмана, известного в Петербурге проектом доходного дома И.В. фон Бессера 1904 года постройки на Владимирской площади, который оказал влияние на становление северного модерна Петербурга.

 

24-25-26 Примеры ганзейского стиля в архитектуре, предвосхитившего северный модерн. Слева направо: постройка Эдуарда Диппеля в Выборге, Банк Финляндии в Хельсинки, доходный дом И.В. фон Бессера в Петербурге

 

Первое пятилетие XX века для Аллана Шульмана оказалось самым продуктивным: он возводит дома АО «Арина» 1902 года и АО «Отсо» 1903 года, обрамляющие угол Красной площади, дом купца Маркелова на нынешней улице Ленина, чудом сохранившийся без повреждений и изменений дом 1904 года на улице Пушкина и многие другие, к сожалению, сильно пострадавшие. Наиболее яркой работой Шульмана является дом оптовой компании «Хякли, Лаллукка и Ко.» 1906 года, фасады которого практически полностью облицованы красным гранитом. Дом недавно отреставрирован и практически не имеет утрат.

 

Рис 27, Дома «Арина» слева и «Отсо» справа, фото начала 20го века Дома «Арина» слева и «Отсо» справа, фото начала XX века. Слева — их современный вид

Слева направо: дом купца Маркелова, дом на ул. Пушкина, дом компании «Хякли, Лаллукка и Ко.» Слева направо: дом купца Маркелова, дом на ул. Пушкина, дом компании «Хякли, Лаллукка и Ко.». Архитектор Аллан Шульман

 

В Выборге есть постройки практически всех выдающихся архитекторов национального романтизма. Карл Хорд Сегерштадт воздвиг здание крытого рынка в 1905 году, неплохо сохранившееся, но лишившееся фронтонов над боковыми входами.

 

Крытый рынок Крытый рынок. 1905. Архитектор Карл Хорд Сегерштадт

 

Украшением Выборга стал и доходный дом «Домус» книготорговца Ховинга, построенный Сегерштадтом в 1903 году. Он без повреждений пережил войну, но превратился в руины из-за безразличия городских чиновников.

 

31-31a Доходный дом «Домус» в современном состоянии

 

Удивительный декор имеют постройки Акселя Гюльдена, организовавшего бюро с Уно Ульбергом — самым выдающимся архитектором Выборга. Их якая совместная работа — здание компании «Хакман и Ко» 1908 года, признанное шедевром Выборгской архитектуры.

 

Аксель Гюльден Дом семьи Тёслеф 1910 год Слева направо: дом семьи Тёслеф (1910), жилой дом 1910 года постройки, здание компании «Хакман и Ко» (1908). Архитектор Аксель Гюльден

 

Здание Финляндского торгового банка, созданное по проекту Ульберга в 1915 году, сочетает черты национального романтизма и пришедшее ему на смену стремление к лаконичности и симметрии.

 

36 Финляндский торговый банк. 1915. Архитектор Уно Ульберг

 

Архитектор Уско Нюстём, носящий титул «финского Гауди», в 1901 году построил в Выборге здание Национального акционерного банка, в котором сочетал гранитную отделку с пышным декором, более распространенным в континентальной Европе. К зданию банка прилегает доходный дом 1906 года, выполненный Нюстрёмом уже в более привычном национальном стиле.

 

37-38 Национальный акционерный банк (1901) и доходный дом (1906). Архитектор Уско Нюстрём

 

Выборгский архитектор Пааво Уотила, известный своей тягой к классике, отметился на Красной площади доходным домом купца Москвина 1907 года. Хотя он имеет симметричные фасады, его грузные объемы и декоративное убранство однозначно вдохновлены национальной романтикой.

Столичный архитектор Вальтер Томе не упустил возможность в 1910 году возвести в Выборге здание в типичной для себя манере, укутав фасад в гранитные блоки.

 

Доходный дом Купца Москвина. 1907. Архитектор Пааво Уотила Слева направо: доходный дом Купца Москвина (1907), архитектор Пааво Уотила; постройка архитектора Вальтера Томе 1910 года

 

Не стал исключением и Бертель Юнг, создавший в 1908 году для мебельного фабриканта Пиетинена величественное и современное здание с лифтами и горячим водоснабжением. Декор этого проекта неслучайно перекликается с декоративным решением вокзала в Выборге, ныне разрушенного: Юнг сотрудничал с Армасом Линдгреном, одним из зачинателей национального романтизма.

 

40-40a Дом Пиетинена, лишившийся угловой башни во время войны. Фото 1942 года

 

Так мы подошли к «воротам» города – железнодорожному вокзалу Выборга, построенному по проекту Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса в 1913 году. Как и кафедральный собор Диппеля, он являлся градостроительной доминантой Выборга и был утрачен.

 

41-41a Железнодорожный вокзал в Выборге. 1913. Архитекторы Элиель Сааринен и Герман Гезелиус. Они же вместе с Армасом Линдгреном построили вокзал в Хельсинки

 

С потерей этих зданий Выборг утратил свою градостроительную ясность, сохраненную лишь на выцветших фотографиях, изумляющих исследователя, не готового обнаружить такую красоту города.

 

42

 

Вокзал Выборга начал работать в 1913 году, тогда как его старший брат в Хельсинки смог принять пассажиров лишь в 1919 году. В Зимней войне он не пострадал и даже стал центром празднования Первомая в 1940 году, а в августе 1941 его взорвала отступавшая красная армия, видимо, слабо верившая в свое возвращение. Не все радиовзрыватели заложенных зарядов смогли уловить роковой сигнал: до нашего времени сохранилась часть багажного отделения, затерянная в глубине автостоянки. Выборгский вокзал стал последней постройкой, носящей следы романтической надежды на скорую независимость Финляндии.

 

43