Фестиваль рисованных историй «Бумфест» начинается сегодня выставкой комиксов Туве Янссон о муми-троллях в Детской библиотеке иностранной литературы. Еще на нескольких площадках в течение месяца будут открываться камерные выставки современного авторского комикса, иллюстраций, репортажной графики.

Подробное расписание можно посмотреть здесь.

В прошлом году организатор и вдохновитель фестиваля Дмитрий Яковлев рассказывал Андрею Фоменко о своей любви к рисованным историям и перипетиях становления авторского комикса. 

В этот раз Дмитрий рассказывает, что он покажет на своем восьмом фестивале: абсурдные истории Марка Белла, хоррор-стори в технике scratch board от Томаса Отта, муми-троллей, репортажную графику Оли Лаврентьевой и Кати Хозацкой, новую волну комиксов нон-фикшн. Корреспондент ART1 достал диктофон и все записал.

 

Детские комиксы: коты, муми-тролли и Мук

Наталья и Андрей Снегиревы почти 25 лет создают серию про кота Кешку — детские комиксы в технике «чистая линия», придуманной Эрже, автором «Тинтина». «Кешка» — это один из первых детских комиксов в современной России, потому что его перепечатывали во многих журналах и газетах еще в начале 90-х, и только недавно начали издавать в виде книжек. Если мы хотим, чтобы у нас был взрослый читатель серьезных комиксов, у нас должен быть хороший детский комикс.

 

Наталья и Андрей Снегиревы. Кот Кешка Наталья и Андрей Снегиревы. Кешка. Необыкновенные истории про обыкновенного кота

 

Кот Мильтон — это питомец швейцарской художницы Хайде. Он умер какое-то время назад. С 1997 года она рисует про него истории. Изначально это были детские рисованные книжки, где одна страница — это один кадр: картинка и немного текста. Так как Мильтон был черно-белый, то и книжка стала монохромной. А затем появился еще и комикс про него. Кроме того, этот кот использовался на информационных стендах в публичном транспорте, был гидом по одному из швейцарских музеев, об этом даже вышла книжка «Кот Мильтон в таком-то музее». Мы хотели бы, чтобы Хайде сделала проект «Мильтон в Эрмитаже»: историю про то, как Мильтон приходит в Эрмитаж в гости к котам, а они показывают ему свои владения. Хайде приезжает сюда на неделю, и я надеюсь, нам разрешат сходить к эрмитажным котам, она с ними познакомится и «запустит» туда своего Мильтона. А еще она рисует бесподобные афиши для Театра юного зрителя — они тоже будут на выставке, помимо Мильтона в разных позах.

 

hayde_moi_milton_rus-29 Хайде. Кот Мильтон

 

Как оказалось, многие молодые мамы так или иначе соприкасались с французским художником-комиксистом Марком Бутаваном: помимо комиксов и иллюстраций для детских книг (ни одна из них не издана по-русски, но, думаю, ситуация скоро изменится), Бутаван делает иллюстрации для наклеек и игрушек «Djeco». По двум его сериям сняты анимационные фильмы: «Ariol» еще не попал в Россию, а «Mouk» есть в русском дубляже. «Mouk» Бутаван полностью нарисовал сам. Как иллюстратор он часто работает в соавторстве с кем-то, а здесь — чисто его история. Он просто шедевральный! При том, что нарисован на компьютере.

Выставки Снегиревых, Хайде и Бутавана проходят с 20 сентября по 5 октября в галерее «Мастер» на Маяковского, 41

 

 

Муми-тролли так любимы, потому что они связаны с детством — сколько они уже выходят на русском. На нашем фестивале вы увидите комиксы, которые рисовала сама Туве Янссон. С одной стороны, это мейнстрим, но в хорошем значении этого слова. Сейчас в издательстве «Zangavar» вышла четвертая книга комиксов из серии про муми-троллей, которые Янсон рисовала уже позднее для английской газеты, и они кардинально отличаются от первых трех. В комиксах про муми-троллей есть очень много «взрослых» моментов, примет того тревожного времени: Ондатр там читает «Закат Европы», например.

Выставка Туве Янссон открыта с 18 сентября по 11 октября в Детской библиотеке иностранной литературы на 3- й Советской, 8

 

Moomin4 Rus_cover FPO.indd

 

Хедлайнеры

Томас Отт — один из самых мощных немецкоязычных швейцарских авторов. Он работает в технике scratch board: на листах, залитых черной краской, выскребает изображение. Почти все его комиксы — немые, за исключением, может быть, ранних, поэтому они доступны для понимания в любой стране. Я года два или три пытался привезти Отта: его всегда очень занят. Все его истории — это настоящий хоррор.

26 сентября — 12 октября, Библиотека книжной графики и комиксов на 7-й Красноармейской, 30 

Айша Франц — молодая немецкая художница. Скоро выйдет англоязычная версия одной из ее книг в канадском издательстве «Drawn and Quarterly» — одном из самых важных в Северной Америке, которое занимается авторским комиксом. Айша Франц начинала свою деятельность с фэнзинов и продолжает ими заниматься сейчас, когда уже достаточно успешна. Сейчас в Америке идет фестиваль комиксов, и она туда поехала с чемоданом фэнзинов. На первый взгляд, у Айши простая графика, но она очень завораживает.

26 сентября — 12 октября, Малый зал ЦВЗ «Манеж» на наб. канала Грибоедова, 103 

 

Аиша Франц Аиша Франц

 

Марк Белл — очень крутой канадский художник. Он впитал в себя многое из культуры североамериканского андерграудного комикса, умело пользуется графическими языками предшественников и делает героями историй своих коллег по цеху: Жюли Дюссе, например. Она, наверное, самый видный представитель североамериканского андерграундного комикса, правда, сейчас она уже не рисует, но несколько лет назад она тоже приезжала к нам на фестиваль. Помимо комиксов, Белл занимается современным искусством. Его истории — это абсурд и безумие. В работе он использует разные техники, мешает графику с аппликацией, делает скульптуры. У него вышла несколько лет назад монография, где собраны его комиксы и фотографии его работ, которые можно отнести к современному искусству. У него выставки проходят в галереях в Нью-Йорке и в Торонто. Белла сравнивают с Робертом Крамбом, Рэем Джонсоном и Баскиа.

25 сентября – 12 октября, ЦИ «Невский 8» на Невском проспекте, 8 

 

marc_bell_1 Марк Белл

 

Репортажная графика

Катя Хозацкая ведет паблик «Between the bars» и у вас на ART1 публиковалась. Ее рисунки нельзя назвать комиксом, но можно отнести к репортажной графике. Наш фестиваль тем и отличается, что мы не замыкаемся только на комиксе, много внимания мы уделяем как раз иллюстрации. В «Zoom cafe» Катя покажет несколько своих работ, которые она рисует, прохаживаясь по петербургским заведениям.

 18 сентября – 12 октября, «Zoom кафе» на Гороховой, 22 

 

katya_khozatskaya_2 Катя Хозацкая

 

С Олей Лавреньтьевой я познакомился в прошлом году. Несколько лет она делала графический репортаж о судебном процессе над нацболами, было долгое разбирательство. Она сама напечатала эту книжку «Процесс двенадцати» маленьким тиражом, который тут же разошелся по тем же нацболам и людям, которые следили за всем этим. Это не имеет ничего общего с традиционным комиксом про супергероев. На выставке она покажет микс из графики и коллажа. Сейчас она работает над проектом «Непризнанные государства» — это несколько правдивых историй о том, как в течение последних 40—50 лет внутри одной страны пытались сделать какое-то отдельное государство. Оказывается, таких случаев было много. Кроме, наверное, приезда Вики Ломаско в качестве гостя, у нас ничего остро политического больше не будет.

21 сентября – 5 октября, «Книжная лавка писателей» на Невском проспекте, 66

 

Оля Лаврентьева Оля Лаврентьева

 

Илья Обухов занимается комиксом с 2005 года. Его первые работы были для готических журналов. Одно время он делал проект «Городские зарисовки» для «Делового Петербурга» — социально-политические интернет-комиксы как мгновенная реакция на какое-либо событие в Петербурге. Уже целый год он работает над большим графическим романом «Архитекторы». В нашей стране не так уж много авторов комиксов, способных сделать полноценную большую книгу, связную историю. Зачастую их опыты ограничиваются фан-артами, в лучшем случае обложками или комиксом на четыре страницы. Все-таки самый лучший формат для комикса — это книга. Илья — архитектор, но его книга не об архитектуре; в его истории реальная, историческая часть сплетается с вымыслом. Это не документальный комикс; в нем присутствуют настоящие документы, но закручены они в фантастический сюжет.

27 сентября — 12 октября, Музей В. В. Набокова на Большой Морской, 47

 

Илья Обухов Илья Обухов

 

Иллюстраторы

В России есть такое сообщество иллюстраторов «Цех», которое объединяет кучу художников, и в прошлом году вместе с «Цехом» мы решили сделать серию специальных иллюстраций под шелкографию. Этот проект мы будем показывать на фестивале. Художники в парах создавали иллюстрации под шелкографию. Все четко: четыре цвета, а в конечном итоге будет напечатана книга тиражом 300 экземпляров. Распространяться она будет по подписке. Правда, не знаю, успеют ли ее напечатать к концу сентября, но макет уже собран, осталось дело за малым. Художники «Цеха» выбрали интересную тему — исчезнувшие материки.

26 сентября — 12 октября, Библиотека книжной графики и комиксов на 7-й Красноармейской, 30

Галя Панченко тоже в «Цехе» состоит. Она из Украины, но уже шесть лет живет в Гамбурге и учится в школе иллюстрации у очень крутых преподавателей, двоих из которых мы уже привозили на фестиваль: Анке Фойхтенбергер и Стефан Ричче. Галя уже давно занимается иллюстрацией, работала на Украине в журнале. Именно эти преподаватели обратили ее внимание на рассказ в картинках. Она много иллюстрирует книг и журналов для России, Украины и Германии.

26 сентября — 12 октября, Малый зал ЦВЗ «Манеж» на наб. канала Грибоедова, 103

 

Галя Панченко Галя Панченко

 

Комикс как он есть

Каждый год мы проводим конкурс на придуманную нами тему, в этом году тема «Соседи», а победитель этого конкурса имеет возможность сделать выставку через год на следующем фестивале. В прошлом году, когда у нас была тема «Границы», выиграла Полина Митяева, выпускница «Мухи», из Москвы. Полина не занимается комиксом постоянно: она художник по металлу. Но, как она сама сказала, переехав в Петербург ради учебы в «Мухе», она попала к нам на фестиваль, просто обалдела от всего этого и начала рассказывать истории в картинках.

26 сентября — 12 октября, Малый зал ЦВЗ «Манеж» на наб. канала Грибоедова, 103

К нам приедут несколько художников, у которых недавно вышли книги комиксов на русском языке. Эмиль Браво рисует комиксы для детей и подростков. Одна из его книжек «Уроки рыбалки» издана на русском в издательстве «Поляндрия», и еще две выйдет в издательстве «Комильфо».

У испанского художника Мигеля Гаярдо весной вышел комикс «Мария и я». Это автобиографическая история — путешествие отца и дочери, у которой аутизм. Они приезжают вместе на Канарские острова в какую-то гостиницу, которая кишит немецкими туристами. Такой дневник: с какими сложностями они сталкиваются из-за особенностей его дочери. Но вообще это такой гимн любви отца к дочери, на мой взгляд.

 

Том Голд. Голиаф Том Голд. Голиаф

 

Британский художник Том Голд, у которого вот-вот выйдет книжка на русском: история, созданная на основе известного всем библейского мифа о Давиде и Голиафе, но только здесь история рассказана с точки зрения Голиафа. Голд показывает всю нелепость и абсурдность войны. Голиаф здесь — здоровый увалень, который оказался вдруг самым большим в своей армии, поэтому его отправляют на спецзадание. Он и воевать-то особо не хочет: ему бы сидеть где-нибудь в штабе администратором. Голд использует библейские тексты, которые Голиафу наказали зачитывать два раза в день: «Я Голиаф из Гефа…» К сожалению, очень часто на войне так и происходит: подчиненным приходится волей-неволей выполнять абсурдные приказы своих начальников.

Презентации художников Мигеля Гаярдо и Тома Голда 27 сентября и Эмиля Браво 28 сентября состоятся в Малом зале ЦВЗ «Манежа» на наб. канала Грибоедова, 103

Творческая встреча с Эмилем Браво пройдет 27 сентября в 15:00 во Французском институте на Невском проспекте, 12

 

Нон-фикшн

Бэн Катчор, американец, относится ко второй волне американского андерграундного комикса. Первая волна — это Роберт Крамб, автор комикса «Кот Фриц», и Арт Шпигельман, автор «Мауса». Правда, Шпигельман не любит понятие «графический роман». В общем, его комикс «Маус» — единственный за всю историю комикса — получил Пулитцеровскую премию в начале 90-х. В 80-х Арт Шпигельман издавал журнал «Raw», где как раз начинал свою карьеру Бэн Катчор. Он в свою очередь не любит, когда его работы называют комиксом, и зовет их picture story, что очень близко названию нашего фестиваля: «Рисованные истории». Он делает репортажи на стыке фикшн и нон-фикшн, размышляет о персонаже, живущем в городе, о вещах, которые происходят вокруг.

27 сентября — 12 октября, Музей В. В. Набокова на Большой Морской, 47 

 

Бэн Катчор Бэн Катчор

 

Нон-фикшн в комиксе за последние 20 лет стал очень популярным. «Маус» — графический роман про Освенцим, «Персеполис» — об исламской революции в Иране, «Фотограф» — о миссии «Врачей без границ» в Афганистане — самые важные примеры. Почему нон-фикшн популярен? Почти весь андерграундный американский комикс, который начинался в 70-х, основан на каких-то личных историях. Тогда главной темой было «секс, наркотики, рок-н-ролл». Наверное, популярность связана с тем, что людям интереснее читать реальные истории реальных людей. По этой же причине популярны автобиографии в литературе. Книжка Патти Смит «Просто дети» — она же классная. Или Ромен Гари «Обещание на рассвете» — тоже, в общем, автобиография.

Книга «Фотограф» сделана на базе документальных фотографий — почти половину книги составляют именно они. Через 20 лет фотограф, побывавший в Афганистане, встретился с художником, и они вместе начали работать над графическим романом. Вот это — реальный документальный комикс. С одной стороны, несколько болезненный — там есть откровенные сцены работы врачей, с другой стороны, там есть и сцены повседневной жизни, порой достаточно непростой, порой смешной. Как в жизни, в общем.