Третья серия виртуальных экскурсий по Выборгу прослеживает развитие его архитектуры от неоклассики к модернизму.
Две первые прогулки с колумнистом ART1 здесь и здесь.
На смену спонтанности модерна в архитектуру 1910-х годов приходят классическая симметрия и ритм. Отвечая вызову времени, даже Аллан Шульман отходит от творческой свободы национального романтизма. Здание школы совместного обучения, завершенное им в 1912 году, явно демонстрирует приход новой эпохи, для которой характерна рационализация живописных фасадов: каркас здания составляют железобетонные конструкции, задающие ритм постройки.

Аксель Гульден остался верен своему художественному подходу к оформлению фасадов: доходный дом «Eden» 1913 года хотя и обзавелся рационализованными фасадами из неоштукатуренного кирпича, но содержит достаточное количество декоративных элементов.

Без того ритмичные проекты Пааво Уотила окончательно утрачивают декоративные рудименты национального стиля – новая архитектура интернациональна и всячески стремится демонстрировать свою интеграцию в европейскую культуру, особенно после обретения Финляндией независимости в 1917 году.

Пауза в строительстве из-за экономического спада, вызванного разрывом товарооборота с советской Россией, позволила быстрее преодолеть промежуточную фазу развития архитектуры, и возобновившееся во второй половине 1920-х годов строительство уже имело черты зрелого нордического неоклассицизма. Яркие проекты этого периода — лаконичные постройки выборгского архитектора Ялмари Ланкинена.


Переходной формой от классики к функционализму можно считать сооружение водонапорной башни на Батарейной горе, созданное архитектором Вяйно Кейняненом в 1930 году. Два резервуара башни были выполнены по технологии бесшовной заливки бетона, безостановочно продолжавшейся в течение восьми дней. На тот момент эта постройка была самой крупной водонапорной башней Финляндии.

Здания Уно Ульберга — монументальные, высокотехнологичные и функциональные — и сегодня поражают своей выразительностью. Картинная галерея и школа живописи, возвышающаяся на вершине бастиона Пантцерлакс, обращенная к водам залива, производит впечатление сакрального храма искусств, а расположенное чуть ниже здание немецкого и шведского лютеранского прихода хотя и имеет полностью функциональную компоновку, но обладает более живописным фасадом, чем пришедшая на смену архитектура функционализма. Уно Ульберг гениально балансировал на грани неоклассики и функционализма, умело сочетая преимущества обоих направлений.


Здание городского ломбарда, завершенное Ульбергом в 1931 году, благодаря своей железобетонной конструкции, избавившей стены здания от несущей нагрузки, имеет ленточное остекление вдоль всего фасада.

Сооруженное в 1933 году на месте недостроенного православного храма здание окружного архива умело использует конструкции предыдущей эпохи и сохраняет черты храмового комплекса «закона и порядка». Композицию усиливают ритм и чистота объемов, роднящих это сооружение с архитектурой Древнего Египта.

В 1931 году Ульберг становится главным архитектором Выборга и разворачивает строительство социальных и инфраструктурных объектов. Любопытно, что в Хельсинки не так много построек периода «белой архитектуры»: столичные власти со сдержанностью относились к новому направлению, чего нельзя сказать о Выборге. С приходом Ульберга на должность главного архитектора город стал экспериментальной площадкой для молодых мастеров. Прогрессивные взгляды Ульберга на развитие архитектуры во многом определили появление большого числа построек в стиле функционализма. Не стала исключением и выборгская библиотека, завершенная Аалто в 1935 году.

К наиболее интересным постройкам эры функционализма относятся элеватор хлебокомбината компании «SOK», построенный по проекту Эркки Хуттунена в 1932 году, и офисное здание компании «Саво-Карельская оптовая торговля», завершенное в 1937 году по проекту Тойво Паатела. В советский период в нем размещался завод детских колясок.


Жилищное строительство 1930-х годов украсили здания архитекторов: Уле Гриппенбери 1937 года, Ойва Каллио 1938 года, Эркки Линнасалми 1939 года.



Наиболее интересным и самым высоким жилым зданием Выборга 1930-х годов являлся дом страховой компании «Карьяла» по проекту Олли Пёюрю.

Строительство началось в 1939 году перед самой Зимней войной и было завершено в 1943 году после того, как войска Красной армии оставили город в августе 1941 года. Здание смотрится невероятно современно, особенно на фото 1944 года.

Разрушенный Выборг в послевоенный период восстанавливался скорее с практических, чем с эстетических позиций. Процесс восстановления первичного облика зданий был осложнен отсутствием документации, оказавшейся в Финляндии, и недостатком средств для тотального восстановления страны. Пограничный Выборг надолго выпал из внимания государственных мужей: в 1970-е годы проводилась реставрация зданий, но в основном допетровской эпохи.
Сегодняшний подход к реставрации и сохранению архитектурного наследия Выборга столь же бессистемен, несмотря на великолепную реставрацию Библиотеки Алвара Аалто, большинство архитектурных шедевров находится в угрожающем забвении. Идеи по воссозданию нового кафедрального собора или выборгского вокзала эфемерны, больше напоминают публичное позиционирование и не помогают уберечь то, что еще можно успеть сохранить.