Третья серия виртуальных экскурсий по Выборгу прослеживает развитие его архитектуры от неоклассики к модернизму.

Две первые прогулки с колумнистом ART1 здесь и здесь.

На смену спонтанности модерна в архитектуру 1910-х годов приходят классическая симметрия и ритм. Отвечая вызову времени, даже Аллан Шульман отходит от творческой свободы национального романтизма. Здание школы совместного обучения, завершенное им в 1912 году, явно демонстрирует приход новой эпохи, для которой характерна рационализация живописных фасадов: каркас здания составляют железобетонные конструкции, задающие ритм постройки.

 

51 Школа совместного обучения. 1912. Архитектор Аллан Шульман

 

Аксель Гульден остался верен своему художественному подходу к оформлению фасадов: доходный дом «Eden» 1913 года хотя и обзавелся рационализованными фасадами из неоштукатуренного кирпича, но содержит достаточное количество декоративных элементов.

 

52 Доходный дом «Eden». 1913. Архитектор Аксель Гульден

 

Без того ритмичные проекты Пааво Уотила окончательно утрачивают декоративные рудименты национального стиля – новая архитектура интернациональна и всячески стремится демонстрировать свою интеграцию в европейскую культуру, особенно после обретения Финляндией независимости в 1917 году.

 

1914 Архитектор Пааво Уотила. 1914 год

 

Пауза в строительстве из-за экономического спада, вызванного разрывом товарооборота с советской Россией, позволила быстрее преодолеть промежуточную фазу развития архитектуры, и возобновившееся во второй половине 1920-х годов строительство уже имело черты зрелого нордического неоклассицизма. Яркие проекты этого периода — лаконичные постройки выборгского архитектора Ялмари Ланкинена.

 

Дом прихода кафедрального собора. 1928. Архитектор Ялмари Ланкинен

 

Здание администрации сельской общины 1932. Архитектор Ялмари Ланкинен Здание администрации сельской общины. 1932. Архитектор Ялмари Ланкинен

 

Переходной формой от классики к функционализму можно считать сооружение водонапорной башни на Батарейной горе, созданное архитектором Вяйно Кейняненом в 1930 году. Два резервуара башни были выполнены по технологии бесшовной заливки бетона, безостановочно продолжавшейся в течение восьми дней. На тот момент эта постройка была самой крупной водонапорной башней Финляндии.

 

Водонапорная башня Водонапорная башня. 1930. Архитектор Вяйно Кейнянен

 

Здания Уно Ульберга — монументальные, высокотехнологичные и функциональные — и сегодня поражают своей выразительностью. Картинная галерея и школа живописи, возвышающаяся на вершине бастиона Пантцерлакс, обращенная к водам залива, производит впечатление сакрального храма искусств, а расположенное чуть ниже здание немецкого и шведского лютеранского прихода хотя и имеет полностью функциональную компоновку, но обладает более живописным фасадом, чем пришедшая на смену архитектура функционализма. Уно Ульберг гениально балансировал на грани неоклассики и функционализма, умело сочетая преимущества обоих направлений.

 

Картинная галерея и школа живописи. 1930 Картинная галерея и школа живописи. 1930. Архитектор Уно Ульберг

 

Здание немецкого и шведского лютеранского прихода. 1932. Архитектор Уно Ульберг Здание немецкого и шведского лютеранского прихода. 1932. Архитектор Уно Ульберг

 

Здание городского ломбарда, завершенное Ульбергом в 1931 году, благодаря своей железобетонной конструкции, избавившей стены здания от несущей нагрузки, имеет ленточное остекление вдоль всего фасада.

 

Здание городского ломбарда. 1931. Архитектор Уно Ульберг Здание городского ломбарда. 1931. Архитектор Уно Ульберг

 

Сооруженное в 1933 году на месте недостроенного православного храма здание окружного архива умело использует конструкции предыдущей эпохи и сохраняет черты храмового комплекса «закона и порядка». Композицию усиливают ритм и чистота объемов, роднящих это сооружение с архитектурой Древнего Египта.

 

58 Здание окружного архива. 1933. Архитектор Уно Ульберг

 

В 1931 году Ульберг становится главным архитектором Выборга и разворачивает строительство социальных и инфраструктурных объектов. Любопытно, что в Хельсинки не так много построек периода «белой архитектуры»: столичные власти со сдержанностью относились к новому направлению, чего нельзя сказать о Выборге. С приходом Ульберга на должность главного архитектора город стал экспериментальной площадкой для молодых мастеров. Прогрессивные взгляды Ульберга на развитие архитектуры во многом определили появление большого числа построек в стиле функционализма. Не стала исключением и выборгская библиотека, завершенная Аалто в 1935 году.

 

Библиотека Выборга. Архитектор Алвар Аалто Библиотека Выборга. 1935. Архитектор Алвар Аалто

 

К наиболее интересным постройкам эры функционализма относятся элеватор хлебокомбината компании «SOK», построенный по проекту Эркки Хуттунена в 1932 году, и офисное здание компании «Саво-Карельская оптовая торговля», завершенное в 1937 году по проекту Тойво Паатела. В советский период в нем размещался завод детских колясок.

 

Элеватор хлебокомбината компании «SOK». 1932. Архитектор Эркки Хуттунен Элеватор хлебокомбината компании «SOK». 1932. Архитектор Эркки Хуттунен

 

Офисное здание компании «Саво-Карельская оптовая торговля». 1937. Архитектор Тойво Паатела Офисное здание компании «Саво-Карельская оптовая торговля». 1937. Архитектор Тойво Паатела

 

Жилищное строительство 1930-х годов украсили здания архитекторов: Уле Гриппенбери 1937 года, Ойва Каллио 1938 года, Эркки Линнасалми 1939 года.

 

Жилой дом. 1937. Архитектор Уле Гриппенбери Жилой дом. 1937. Архитектор Уле Гриппенбери

 

Жилой дом. 1938. Архитектор Ойва Каллио Жилой дом. 1938. Архитектор Ойва Каллио

 

Жилой дом. 1939. Архитектор Эркки Линнасалми Жилой дом. 1939. Архитектор Эркки Линнасалми

 

Наиболее интересным и самым высоким жилым зданием Выборга 1930-х годов являлся дом страховой компании «Карьяла» по проекту Олли Пёюрю.

 

Дом Страховой компании «Карьяла». Архитектор Олли Пёюрю. 1930-е Дом страховой компании «Карьяла». Архитектор Олли Пёюрю. 1943

 

Строительство началось в 1939 году перед самой Зимней войной и было завершено в 1943 году после того, как войска Красной армии оставили город в августе 1941 года. Здание смотрится невероятно современно, особенно на фото 1944 года.

 

Дом Страховой компании «Карьяла». 1943. Архитектор Олли Пёюрю Дом страховой компании «Карьяла». 1943. Архитектор Олли Пёюрю. Фото 1944 года

 

Разрушенный Выборг в послевоенный период восстанавливался скорее с практических, чем с эстетических позиций. Процесс восстановления первичного облика зданий был осложнен отсутствием документации, оказавшейся в Финляндии, и недостатком средств для тотального восстановления страны. Пограничный Выборг надолго выпал из внимания государственных мужей: в 1970-е годы проводилась реставрация зданий, но в основном допетровской эпохи.

Сегодняшний подход к реставрации и сохранению архитектурного наследия Выборга столь же бессистемен, несмотря на великолепную реставрацию Библиотеки Алвара Аалто, большинство архитектурных шедевров находится в угрожающем забвении. Идеи по воссозданию нового кафедрального собора или выборгского вокзала эфемерны, больше напоминают публичное позиционирование и не помогают уберечь то, что еще можно успеть сохранить.