Четвертый антикварный салон «Antiikki», прошедший в Хельсинки в середине сентября, отличало полное отсутствие антиквариата: место предметов старины прочно занял винтаж — вещи эпохи модернизма — от Вернера Веста до Алвара Аалто и Тапио Вирккалы. Колумнист ART1 съездил на ярмарку и даже обзавелся парой кресел из гнутой фанеры.

11 «Antiikki 2014»

 

В выставочном центре Messukeskus в Хельсинки с 10 по 14 сентября проходила 25-я выставка «Habitare» — коммерческая экспозиция, где ведущие бренды индустрии дизайна и декорирования интерьера выставляют свои новинки. В соседних павильонах параллельно с основным событием открылись ярмарка современного искусства «ArtHelsinki» и четвертый антикварный салон «Antiikki». Оба этих события значительно уступали мероприятиям предыдущих лет — как по числу участников, так и по уровню выставленных экспонатов. И если о «ArtHelsinki» говорить вообще не приходится: событие стремительно отмирает, и, вероятно, в таком формате проводится в последний раз, то антикварный салон все еще подает признаки жизни, претерпевая некоторые трансформации.

Первое, что бросается в глаза на «Antikki», — полное отсутствие предметов антиквариата: его место занял винтаж, по большей части послевоенного периода.

 

12 На антикварном салоне «Antikki 2014» не оказалось ни одного дилера антиквариата — только коллекционеры винтажа

 

Заметно было отсутствие и лидирующих игроков: не участвовали в выставке компании, продающие мебель и освещение 1930—70-х: «Tomorrow's Antique», «Artek 2nd cycle & vintage», «Helsinki Secondhand», и магазин, специализирующийся на предметах ар-нуво, «Galerie 1900». Вероятно, продажи уникальных предметов более успешно идут на виртуальных площадках, охватывающих интернациональные рынки. Из чего можно сделать вывод, что профессионалы не видят потенциала в отечественных покупателях. Финский рынок классики дизайна уже не является достаточно перспективным: стоимость артефактов, скажем, в Японии в несколько раз превышает сумму, которую готовы платить финские энтузиасты. В итоге матерых дилеров сменили «барахолки», выставляющие массу безделушек в надежде не только покрыть расходы, но и остаться в прибыли от бойкой торговли доступными сувенирами из «бабушкиного быта».

 

DSC_0650

 

Среди разнородного ассортимента иногда можно встретить заслуживающие внимания предметы: стул-трость волонтера Олимпийских игр в Хельсинки 1952 года по цене 280 евро (что достаточно скромно, принимая во внимание исключительную редкость оригинала), журнальный столик из массива палисандра 1960-х годов дизайна Олафа Оттелина (за те же 280 евро, что, очевидно, меньше, чем стоимость древесины из которой он изготовлен).

 

Antikki 2014 Стул-трость волонтера Олимпийских игр в Хельсинки 1952 года

Antikki 2014 Журнальный столик из массива палисандра 1960-х годов дизайна Олафа Оттелина

 

Не редкость здесь и лампы дизайна Paavo Tynell, стоимость которых всегда превышает тысячу евро, а порой доходит и до 18 тысяч.

 

16 Лампы дизайна Пааво Тюнелль

17 Лампа Пааво Тюнелль

 

Традиционно широко представлены художественное стекло от самых лучших дизайнеров Финляндии: Gunnel Nynan, Oiva Toika, Timo Sarpaneva, Tapio Wirkkala. Много и длинноворсных ковров рюйю, изначально служивших спальниками для воинов-викингов, и уйма всевозможных безделушек для украшения мещанского жилища или ирландского паба.

 

18 Художественное стекло известных финских дизайнеров

19 Длинноворсные ковры рюйю

 

Мое же внимание привлекла пара кресел, сиденье и спинка которых выполнена из одного гнутого фанерного листа (традиционный элемент для первых изделий эпохи финского модернизма), расположенного на каркасе, выдающем черты уходящего югенд-стиля. Эта достойная пара теперь пополнит мою коллекцию, за что я, вероятно, должен благодарить подушки, до моего появления скрывавшие стулья от прочих ценителей уникального дизайна. Предполагаю, что дизайн кресел выполнен Вернером Вестом — директором мебельного направления «Stockmann» в начале 1920-х годов, который первым начал гнуть фанеру и спроектировал мебель для Парламента Финляндии. Если мое предположение окажется верным, то стоимость кресел возрастет в десятки раз: ранний Вест стоит очень дорого.

 

20 Стулья из гнутой фанеры, дизайн которых выполнил, возможно, Вернер Вест