III Международный паблик-арт фестиваль «Арт Проспект» 25 — 28 сентября 2014.

На третий раз фестиваль «Арт Проспект» переместился с Литейного проспекта на Петроградскую сторону, и на неполные четыре дня занял окрестности Малой и Большой Посадских, Мичуринской, Куйбышева и других улиц в компактном районе между Троицкой площадью и метро «Горьковская». Возможно, в Посадском муниципальном округе более привычны к искусству, хотя бы из-за соседства с готовящим современных художников институтом Про Арте.

«Арт Проспект» в этом году стал значительно масштабнее: количество точек на карте и участников увеличилось по сравнению с 2013-ым больше, чем в два раза. После прошлогодних сложностей и конфликта вокруг работ Александра Шишкина-Хокусая организаторы приобрели новый опыт общения с бюрократией на районном уровне, и на этот раз CEC Artlinks заручился всей возможной поддержкой - «Арт Проспект», как и многие другие события, был вписан в программу биеннале «Манифеста».

Фестиваль уже занял свое место в петербургской художественной жизни, и теперь самое время задаться вопросом: о чем должно быть искусство в общественных пространствах? Залог успеха в паблик-арте - актуальность темы и внимание к контексту. Но обе эти черты всякого настоящего искусства пришлось с трудом отыскивать в фестивальных объектах.

Цвет нынешнего «Арт Проспекта» - зеленый. Куратор фестиваля, не раз работавший в постсоветских странах американец Кендалл Генри, задал художникам экологическую тему, что понятно: марш против глобального потепления собирает в Нью-Йорке тысячи активистов эко-движения. Борьба за сохранение окружающей среды важна, однако в современной России даже на муниципальном уровне существуют и другие не менее актуальные проблемы. Забота о природе всегда найдет себе место в паблик-арте: можно вспомнить, что на предыдущем «Арт Проспекте» голландские художники показывали проект мобильной лечебницы для растений.

Рядом с современным искусством зрители встречали объявление о том, что все объекты согласованы и не наносят вред окружающей среде. «Цветочный митинг» авторов инсталляции «Зеленая стена» был разрешен в день вернисажа. Прочие же несогласованные выступления художников, как выяснилось позже, не приветствуются.

В описании фестиваля «Арт Проспект» есть непременные слова про «активное участие и соавторство местных жителей». Но разговор об экологии во дворах, плотно заставленных автомобилями, выглядит по меньшей мере идеализмом. Пассажи про художника, производящего социальную работу, давно стали общим местом, дискредитируя сам смысл контемпорари-арта в ситуации, когда артистические действия являются имитацией и подменой реальных проблем. Конечно, эти соображения не могут остановить левых активистов: есть в программе «Арт Проспекта» и две художницы - Анастасия Вепрева и Анна Терешкина - с перформансом про раздельный сбор мусора. Как всё обще-гуманистическое, эко-тема совершенно безопасна, и взявшиеся за нее куратор и художник ничем не рискуют. Зарубежные участники фестиваля представили именно такие работы.

Самые выигрышные произведения паблик-арта отличаются пониманием городского контекста, который в повседневной жизни удивительно подвижен (в отличие от статичного музейного контекста, который служит предметом еще одного петербургского фестиваля, традиционного устраиваемого фондом Про Арте). Символическая насыщенность пространства от памятника «Стерегущему» до Дома политкаторжан ясна для всякого петербуржца, но никто из приглашенных художников не смог понять местные «точки силы». Судя по всему, куратор распределял места для экспонирования работ едва ли не механически. Поэтому сделанное даже такими опытными авторами, как Ирина Корина, попадает мимо цели. Напротив входа в мечеть художник установила сплющенную «наполеоновскую палатку» из полиэтилена с сухими кустами внутри и парой кровавых пятен поверх, которая в таком соседстве становится разве что палаткой генерала Ермолова.

Среди участников фестиваля есть обладающие серьезным опытом «городских интервенций» участники движения «Партизанинг» и стрит-артист Мэйк. На газетных стендах они расклеили газету «Местная Правда», где голуби дают интервью, а люди трудной судьбы рассказывают несколько очень жизненных историй.

Александр Шишкин-Хокусай в проекте «Эко-уменьшение» продолжает рассказывать зрителю историю, начатую еще год назад на Литейном. Но фигурки на этот раз очень маленькие, по одной или целыми группами они приклеены на стены домов (и не все места было легко обнаружить). Незаметный народец Шишкина-Хокусая — тетка в ватнике, солдатик, девочки, учительница, даже какие-то инопланетные пришельцы и их механизмы — все они в буквальном смысле проходят «по стеночке» совсем рядом с нами. Некоторые объекты пропали на следующий день после открытия, но если они были унесены любителями искусства, понимающими их ценность, то это не самое плохое.

Молодые художники из группы «Север-7» в своем перформансе «Семь самураев» оказались близки по интонации персонажам «Эко-уменьшения», - они тоже мимикрировали под неброское городское окружение, выражая очень характерную для Петербурга «странность».

Многие художники и работы переместились с улиц в защищенное пространство большого двора дома Ленниипроекта на Троицкой площади. В групповом проекте «Игра» на детские площадки пришли студенты Про Арте, но только Петр Швецов смог сделать проект простой, изящный и эффектный. Он осуществил заветную мечту всякого ребенка - дом на дереве, секретное убежище в ветвях большой ивы, вдвойне ценное оттого, что устроено посреди города.

На третий день фестиваля партизанским образом и никого не спросясь Виктор Кудряшов, недавно отчисленный из «Школы молодого художника», установил на площади у соединения Малой Посадской, Мичуринской и Конного и рядом с газетным стендом «Партизанинга» свой объект. Инсталляция, описываемая автором как вывернутая наизанку комната коммунальной квартиры, была сразу же замечена чиновниками, вызвавшими милицию, и в считанные часы демонтирована. Думается, дух паблик-арта выразился в этой акции лучше всего.