Создание парящих в пространстве объектов, с помощью изящных конструкций преодолевающих силу гравитации, стало бесценным вкладом Альбини в формирование школы национального дизайна.

и архитектуры Италии в Хельсинки. 1953 год
Франко Альбини родился в 1905 году в местечке Роббьяте, недалеко от Комо, в семье обеспеченного инженера. Позже семейство перебирается в Милан, где в 1924 году Франко поступает на архитектурный факультет Политехнического университета. До окончания своей учебы Франко устраивается в архитектурное бюро Джо Понти, который в то время сотрудничал с художественной группой «Новеченто», вдохновлявшейся эпохой Возрождения. Понти издает архитектурный журнал Domus, где придерживается неоклассической линии развития архитектуры, выраженной в приверженности европейскому ар-деко. Работа в студии позволяет познакомиться с опытом Понти по воплощению интерьерных решений и взаимодействию с мебельными мастерскими.
После окончания университета в 1929 году Альбини прекращает работу в студии Джо Понти и годом позже основывает собственное бюро. В 1930 году Франко принимает участие в IV Триеннале в Монцо, где удостаивается диплома за представленную мебель, все еще сохраняющую сильное влияние ар-деко.

Путешествия по Европе приносят Франко Альбини личные знакомства с Ле Корбюзье и Мисом ван дер Роэ, функционалистский подход которых он с энтузиазмом воспринимает. С этого времени стальная трубка в конструкции мебели Альбини на какое-то время заменяет благородную древесину. Надо сказать, что не он один оказался под влиянием новых технологических конструктивистских и функционалистских идей, колыбелью которых в двадцатых и начале тридцатых годов ХХ века был легендарный Баухаус. Революционная мебель Марселя Бройера, в которой каркас из гнутых стальных трубок стал главным конструктивным и эстетическим манифестом дизайна нового времени, долгие годы влияла на работы дизайнеров ХХ века.

В 1932 году Альбини попадает в среду сотрудников журнала Casabella, являющегося рупором движения рационализма, утверждающего, что архитектурная форма должна определяться структурными принципами. В этот период существует активное стремление к повышению качества жизни всех слоев общества. Особый интерес проявляется к созданию доступного социального жилья с использованием недорогих материалов и индустриальных технологий.
В 1933 году совместно с группой архитекторов, возглавляемой редактором Casabella Джузеппе Пагано, Альбини принимает участие в строительстве павильона для V Миланской триеннале 1933 года, названного «Дом со стальной структурой». Проект представлял итальянскую версию интернационального стиля и включал внутреннее убранство с использованием встроенной и функциональной мебели, предназначенной для массового производства. Открытая стальная конструкция, несущая здание, демонстрировала эстетические возможности функциональной структуры и являлась попыткой разработать промышленные стандарты для индустриальных строительных модулей, позволявших удешевить массовое строительство. Использование вертикальной структуры с этого момента становится фирменным стилем Франко Альбини.

Для VI Миланской триеннале 1936 года Альбини создает инсталляцию «Комната для мужчины», где на тридцати квадратных метрах перетекающие пространства, разделенные стеклянными витринами, создают психологическую автономию различных функциональных зон и умещают все необходимое для аскетического проживания. Был предусмотрен даже спортивный тренажер, размещенный под кроватью, поднятой на второй ярус. Альбини следит за новейшими технологическими достижениями и использует вспененную резину химического концерна Pirelli для мягких элементов мебели, закрепленных на каркасах из стальных трубок.
Вторым проектом, представленным Франко Альбини на триеннале 1936 года, стал стенд экспозиции античных ювелирных изделий. Стеклянные витрины с экспонатами были закреплены на вертикальных растяжках и создавали эффект парения объектов в пространстве. Так Альбини отдавал дань сюрреализму.
Франко Альбини всегда считал себя архитектором, но основную часть работы в этот период составляли все-таки интерьеры частных и общественных зданий, выставочных экспозиций и коммерческих пространств, под требования которых разрабатывалась уникальная мебель, выпускаемая малыми сериями в небольших мастерских. Многие разработки второй половины тридцатых годов предназначались для собственных апартаментов Франко Альбини.
Тридцатые годы — это период творческих поисков, многими результатами которых Альбини воспользуется в дальнейшем. В этот период Альбини постепенно отходит от создания собственных версий функционалистской мебели и стремится к рациональному подходу, определяющему форму изделия его структурными принципами. Примером выявления красоты внутреннего устройства, которое уже само создает привлекательную эстетику, может служить дизайн радиоприемника 1938 года, помещенного в стеклянный корпус. В то время разработка не вызвала интереса широкой публики, и до производства дело не дошло.

К VII Миланской триеннале 1940 года Франко Альбини создает инсталляцию «Гостиная на вилле». Отказ от эстетики радикального функционализма позволил создать действительно уютное жилое пространство. Теперь представленная мебель демонстрировала красоту инженерных конструкций, исполненных из добротной древесины. Огромное впечатление на публику производил стеллаж Veliero, что означает «парусник», каркас которого состоял из двух деревянных ферм, образующих латинскую букву V. Стержне-вантовая конструкция на проволочных растяжках несла вес стеклянных полок, утверждая превосходство красоты структуры над функцией и технологией. Стеллаж Veliero стал манифестом индивидуального стиля Франко Альбини, стремящегося к выразительности структуры, созданной скорее художником, нежели инженером-конструктором.

Интерьеры начала 1940-х годов, созданные мастером, наполнены произведениями искусства, рукотворными предметами, природными материалами и цветами — Альбини уделяет особое внимание человеческим эмоциям. Машинная эстетика, порожденная сухой логикой разума, более его не привлекает.
Начало войны практически свернуло поступление заказов. В 1941 году Альбини проектирует экспозицию живописи в галерее Brera, а к 1945 году завершает оформление шоурума компании Zanini, торгующей меховыми изделиями. Основой обоих проектов становится та же структура из вертикальных опор, несущих все функциональные элементы. Возникшую в работе паузу Альбини использует для изучения традиционной альпийской архитектуры и переосмысления накопленного опыта.

В 1946 году Альбини принимает участие в выставке, посвященной проблемам малого жилья, где демонстрирует образцы складной и штабелируемой мебели. Экономический спад послевоенного периода диктовал необходимость возрождения народных ремесел, и Альбини отреагировал на этот запрос, создав кресла Margherita и Gala, выполненные из плетеного тростника, принесшие автору золотую медаль на IX Триеннале 1951 года.
Как многие архитекторы-модернисты, в послевоенный период Франко Альбини в основном занимается архитектурой — реконструирует исторические здания, создает офисные центры, строит социальное жилье, предлагает градостроительные решения. Практика создания мебели как элемента «гезамкунстверка» для индивидуальных проектов уходит в прошлое, но образцы, созданные в 1930-е годы, содержат потенциал для индустриального производства. Большинство проектов мебели, запущенных в серийное производство компаниями Cassina и Poggi, представляют результат многолетней оптимизации идей и решений, доведенных до совершенства в 1950-е годы.
Так, стул Luisa, принесший дизайнеру награду «Compasso d’Oro» в 1955 году, был создан еще в 1938 году. А любимая Франко Альбини структура из вертикальных несущих стоек становится основой модуля стеллажа LB7, способного создавать различные конфигурации функционального пространства.

Франко Альбини работает над созданием музейных экспозиций, преподает архитектуру и промышленный дизайн в университетах Венеции и Милана, разрабатывает дизайн станций миланского метрополитена, за который в 1964 году получает свой третий «Compasso d’Oro». Создает ряд светильников для компании Arteluce и телевизор для Brionvega.
Обладатель престижнейших наград и званий в области дизайна и архитектуры, маэстро Франко Альбини умер осенью 1977 года. Создание парящих в пространстве объектов, с помощью изящных конструкций преодолевающих силу гравитации, стало бесценным вкладом Альбини в формирование школы национального дизайна, созданной индивидуальными стилями итальянских мастеров. В 2007 году творчество Франко Альбини объявлено национальным достоянием Италии.
Иллюстрации предоставлены Галереей дизайна/bulthaup.
Опубликовано в журнале «Проектор» №27, 2014.