Открытие галереи «Люда»: Умерщвленный дважды Бобби. Ул. Моховая, 42. 10 — 26 октября, 2014.

На открытии обновленной галереи «Люда» на Моховой, 42 собралось много людей: одни ходили в «Люду» раньше, для других это место во втором дворе не связано с воспоминаниями. И хотя прошло всего пять лет, обоих было поровну. Прежде в небольшом помещении гаража бывало не протолкнуться, а теперь просторный высокий зал с полагающимися настоящей галерее гардеробом, подсобкой, и даже антресолями зрители смогли заполнить не сразу. В таком пространстве можно делать уже не камерные, а полномасштабные проекты, поэтому всех интересовали перемены в стратегии и новые выставочные планы Петра Белого, благодаря энергии и настойчивости которого «Люда» существует.

«Люда-2008» проводила вернисажи каждую неделю, и за год здесь перебывали совершенно разные художники, от Анатолия Заславского до группы «Мыло». Сделав по следам годичной деятельности галереи два проекта — «Это Люда» в «Этажах» в конце 2009 года и «Люда Express» в Новой Голландии в 2012-ом, — Петр Белый не только не закрыл тему, но наоборот, не терял надежды возвратиться к полюбившемуся всему арт-сообществу формату.

За прошедшее время потребность в таком месте, как «Люда», не исчезла: в нашем городе по-прежнему почти нет площадок, не ограниченных жестко форматом или коммерческими целями. Этим летом как раз по модели «Люды» группа молодых художников во главе с Александром Беловым и Владом Кульковым образовала новое место творческой активности: галерея BOBBY в гаражах в Большом Казачьем переулке, закрывшаяся в самом конце сентября, может претендовать на звание едва ли не лучшей арт-площадки прошедшего сезона.

Именно из художников, показывавших там свои работы, составлена первая экспозиция в обновленной «Люде». «Умерщвленный дважды BOBBY» — не выставка в строгом смысле слова, а скорее обозначение традиции, передача (точнее, возврат) эстафетной палочки.

Все участники проекта BOBBY показали в «Люде» немного иной состав работ. Хорошо известно, что любая групповая выставка готова превратиться в «братскую могилу», где сложно разглядеть отдельного художника, поэтому экспозицию иногда проще оценивать целыми стенами. Тогда становится ясна, например, слабость работ Александра Кривошапкина или Марьи Дмитриевой, соседствующих с акварелями Влада Кулькова, пусть и не самыми сильными. Или же неудача Михаила Заиканова, подсчитывающего победы и поражения и записывающего их собственным двоичным кодом, рядом с инсталляцией Дарьи Правды, даже при всей ее декоративности.

Александр Белов показал любопытные абстрактные работы: пигмент по листам бумаги разносят какие-то жужелицы, в итоге все равно создающие достаточно декоративную абстракцию, а меру ее экспрессивности можно оценить в показанном тут же видео. Белов далеко не первый, кто доводит до абсурда процесс отчуждения художественного производства: не так давно Ростан Тавасиев заставлял рисовать улиток.

Работы Ильи Трушевского в последнее время стали чаще выставляться, и о том, что они сделаны в колонии, говорит только отсутствие автора на вернисаже. Все эти вещи — рисунки шариковой ручкой на старых наволочках, гравировка на металлических пластинах, выжигание на фанере, живопись на клеенке, — воспринимаются в одно и то же время и отдельно от личности автора, и неразрывно связанными с его судьбой, оттого это искусство оставляет ощущение невероятной плотности и насыщенности.

В пространстве галереи «Люда» нашли себе место сразу три инсталляции из тех, что были показаны в BOBBY. Один из объектов Дарьи Правды — череп обезьяны в граненой витрине, и во рту этого голема пугающе виднеется какой-то свиток. Магический круг дуэт Аверьянова-Данини составили из губной помады, но на месте самолюбования в перформансах девичьего дуэта впервые возникло что-то мучительное. На прощании с BOBBY Gallery две черные птицы-сирин с скрежещущим оперением из гофрированного пластика склонились на цементном холодном полу и разбивали внутрь круга один желток за другим, пробивая яичную скорлупу длинными ногтями. Маленький блестящий шалаш, который Саша и Паша Ротц возвели летом на крыше гаражей (акция «Лагерь беженцев» входила в параллельную программу «Манифесты), вплавив в битум осколки зеркального стекла, тоже был перенесен в новое пространство.

Открытие галереи «Люда» как «нового старого места» прошло в соответствии с идеями Петра Белого о преемственности и непрерывности, — вспомним, что сделанный им в Москве цикл выставок петербургского искусства назывался «Невидимая граница», — но теперь гораздо интереснее, что в планах галереи нового. Пока что анонсированы феминистский кукольный спектакль «Пояс Афродиты», поставленный Викой Бегальской и Александром Вилкиным, и показ видео-арта фестиваля «Кибер-Фест».