17 сентября в атриуме Главного штаба в рамках Диалогов «Манифесты» состоялась дискуссия директора Эрмитажа с всемирно-известным архитектором.

DSCF4395

Несмотря на то, что был заявлен жанр дискуссии, прошедшая при большом стечении публики почти полуторачасовая встреча стала изложением позиций двух участников, в целом между собой согласных.

Эрмитаж и OMA Architects Рэма Колхаса заняты сейчас двумя совместными проектами — это реконструкция Малого Эрмитажа и строительство третьей очереди фондохранилища музея в Старой Деревне.

Проект приспособления здания Малого Эрмитажа, где в свое время был расположен конный манеж и каретный сарай, а затем в разные годы хранились слепки Пергамского алтаря, а затем музейные фонды, будет завершен в этом году. По обещанию Михаила Пиотровского, уже в декабре посетители музея смогут проходить насквозь с Дворцовой площади на Неву. Первая экспозиция, которая разместится в реконструированных залах — выставка исторической витрины Эрмитажа от Генриха Гамбса до наших дней. На сводчатых потолках в залах будет частично открыта краснокирпичная кладка и пятнами оставлена штукатурка. Также будут сохранены следы от разорвавшегося здесь во время войны снаряда. Из всех музейных служб в новооткрытом здании останется только упаковка музейных предметов для перевозки.

Комментируя показанные на экране кадры, Пиотровский уточнил, что вовсе не все арочные проемы будут открыты так, как это выглядит на «рендерах». Однако вид фантазии современного архитектора, нарисовавшего свободно гуляющих людей, сидящих на ступенях вдоль Малого Эрмитажа (которых, как он заметил, никогда не разрешил бы КГИОП), и само скорое открытие новых пространств, явно радовали директора.

Открытость, интегрирование пространств различного назначения, деликатная работа в историческом центре — это все то, что делает и чем стал известен Рэм Колхас. Идея, с которой он выступил в начале работы над реконструкцией Малого Эрмитажа, заключалась в слове Kunsthalle, - то есть залов, принимающих различные привозные выставки. Во время одного из первых визитов на будущий «объект» строительства его особо впечатлили в хранилище произведений искусства ящики с непредсказуемым содержимым, способные скрывать как шедевры, так и рядовые вещи. Рэма Колхаса по-прежнему восхищает история Эрмитажа как палимпсеста и существующей исторической ткани - впрочем, примерно такие же слова в этом году уже произносил куратор «Манифесты» Каспер Кёниг.

Бегло описав и прокомментировав появившиеся на экране фото уже существующих зданий и помещений в Старой Деревне, этапов строительства, проекта и итоговой визуализации, участники встречи перешли к разговору о биеннале «Манифеста» и ответам на вопросы.

Михаил Пиотровский раскрыл секрет, что именно Рэм Колхас был автором идеи провести путешествующую биеннале современного искусства в Петербурге. Рэм Колхас отзывался об основном проекте «Манифесты» пылко и восторженно, однако никак не конкретизируя свои впечатления.

Отвечая на один из вопросов из зала, об экономическом эффекте «Манифесты», Михаил Пиотровский, формулируя мысль о непрямом воздействии культуры на экономику назвал целью музея ориентацию на «богатых и молодых», при этом ни один из присутствующих сотрудников «Манифесты», европейских левых по определению, не отреагировал — то ли из вежливости, то ли не испытывая иллюзий после полугода работы в России.

Директор Эрмитажа в целом доволен опытом пребывания современного искусства в музейных стенах, и даже запах жира, разлагающегося в инсталляции Йозефа Бойса посреди картин немецких живописцев второй половины XIX века, его не сильно беспокоит.

Отвечая на вопрос, Пиотровский подтвердил, что по планам в Старую Деревню переедет и будет открыта для студентов и всех специалистов по искусству эрмитажная библиотека, много лет страдающая от недостатка места.

Утвердительным был ответ на вопрос, может ли собрание современного искусства в Эрмитаже пополниться экспонатами с завершающейся «Манифесты», но конкретных имен и работ не назвал. Сославшись на опыт и мнение бывшего директора Гуггенхайма Томаса Кренца сказал, что музей предпочитает получать работы в дар, либо заказывать произведения для коллекции специально у художника.