«Другая столица. Современное искусство Санкт-Петербурга сегодня». Музей Москвы, 14 октября — 14 ноября 2014

Кураторы: Евгения Кикодзе, Олеся Туркина.

Организаторы: Музей Москвы, Северо-Западный филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ).

Соорганизатор: Галерея современного искусства Anna Nova. 

21

Петербург вот уже два-три года как в тренде в Москве, и это понятно: «москво-центричная» история искусства после 2008 года схлопнулась, присущие ей стратегии миропонимания явно способствовали автореферентности российского искусства. Впрочем, нельзя сказать, что петербургские стратегии существенно отличаются, и наш город менее замкнут на себе.

Деление по географическому признаку — Москва, Петербург, «Зенит», «Спартак», - не соответствует нынешней реальности. Существуют только горизонтальные коммуникации. Художники объединяются и дружат не по направлениям и даже не по идеологическим предпочтениям, в большинстве случаев эти связи совершенно случайны — кто с кем учился, кто с кем выпивал, у кого мастерские или дачи рядом. Знакомства и тусовки всегда превалируют над вопросами эстетики и содержания.

Сейчас у Петербурга нет никакой единой идентичности, у Москвы ее нет вообще. В современной ситуации делать выставку по географическому признаку бессмысленно: четыре часа на «Сапсане» или сорок минут на самолете абсолютно нивелировали разницу между городами. Где-то люди больше торопятся, где-то меньше зарабатывают - на искусстве это никак не отражается. Все читают одни и те же сайты и встречаются на одних и тех же биеннале. Показывать сейчас петербургское искусство как какое-то герметичное явление — абсолютно утопическая и бессмысленная задача. При этом ни московское, ни петербургское искусство не является гомогенным.

Музей Москвы — модная площадка, куда ходят все. В выставке приняли участие 68 художников, многие представлены не одним произведением, так что было немного тесновато. Под выставку выделен второй этаж Провиантских складов, дизайнером экспозиции был Александр Менус, который выстраивал фальшстены сразу под конкретного автора и проект. Издан прекрасный каталог. Собрать, задокументировать и привезти такую выставку — само по себе большое и нетворческое усилие, и оно получилось.

Название «Другая столица» подтверждает традиционные воззрения на некое мнимое противостояние двух городов. Выставка не обязательно должна быть высказыванием — нормально, если зрителю просто увлекательно ходить по экспозиции. Ведь есть масса примеров, когда кураторское высказывание полностью съедало визуальность. В данном случае кураторы поставили перед собой задачу показать Петербург этнографически, и они ее выполнили. Олеся Туркина и Евгения Кикодзе предъявили полную биохимию крови петербургского искусства. Не думаю, что она сильно отличается от московской.

Хорошо, что выставка не превратилась в «плач по дорогим покойникам» - традиционно презентацию петербургского искусства начинает процессия катафалков на два часа, а потом уже идут все остальные... На это раз список был не такой предсказуемый, как обычно. Были все, с кем ассоциируется Петербург, но добавились и неожиданные имена, которые обычно в подобных смотрах искусства выкидываются. Например, Владимир Шинкарев - фигура несомненно важная и в столице долгожданная. Валерий Гриковский, к работам которого на вернисаже был большой интерес. С очень нежными рисунками на кальке приняла участие Маша Ша. У Виталия Пушницкого была прекрасная картина про госпиталь - медового колорита живопись, первый раз показанная в Новом Музее и опубликованная в Vitamin P2: New Perspectives in Painting, теперь приобрела совершенно другое звучание: со временем она изменилась, и, оставаясь лихо написанной современной живописью, выглядит каким-то куском официозной советской картины конца 1940-х годов. Отличная инсталляция Александра Шишкина-Хокусая из баночек с происходящей внутри них жизнью женщин. Сразу несколько хороших видео показала Алена Терешко. Эффектной была видеоинсталляция Дмитрия Лурье в темной комнате. Вообще было много двигающегося, сверкающего, высокотехнологичного, интерактивного, и это хорошо.

Хотя на открытии почти не было прессы и всего один телеканал «Москва 24», по залам гуляло много молодых московских художников. Было и несколько галеристов — Ирина Филатова, Александр Шаров, Дмитрий Ханкин.

Принципиальной разницы между Москвой и Петербургом нет, поэтому «Другого», которому адресована эта выставка, не существует. Думаю, выставка не стала неожиданностью и открытием, но в целом адекватно отразила процессы в петербургском искусстве и зафиксировала расстановку имен.

Фото автора

Подготовка текста: Павел Герасименко