Художники и экспозиции, удивившие обозревателя ART1 в октябре.

2014_10_31_Interest in october Выставка Аси Маракулиной Once upon a map. Фото: Яков Кальменс

Так получилось, что в новой порции мини-рецензий соблюдена пропорция ругательных и хвалебных отзывов.

 

Анна Биттерсол «Спаси меня от утопления», закрылась 24 октября в Art ReFLEX Gallery

10_01

Выставка немецкой художницы 1992 года рождения, сделанная при поддержке Гёте-института. В меру умелая живопись Анны Биттерсол выглядит совершенно лишенной эмоций. Большие работы выполнены с прилежанием, другие, поменьше, сделаны эскизно. Цитатность уже давно нечто вроде «хороших манер» в современном искусстве, и молодой автор старается держаться вблизи классического наследия и католической религиозной образности (все-таки она училась в Нюрнберге). На нижнем этаже галереи помимо картин выставлены сделанные художницей портретные медальоны, и именно развешанные вдоль стен кулончики точно объясняют прикладной характер ее таланта. Здесь просится слово «бидермайер», которое скоро, боюсь, затрется от частого употребления: несколько петербургских авторов (Илья Орлов, Петр Швецов, и даже Александр Дашевский) в последнее время тоже совершают вылазки в эту сторону.

Интересно, что в случае выставки Анны Биттерсол не совсем понятен смысл и оправданность культурного импорта, который не гарантирует ни качество живописного продукта, ни оригинальность художественного мышления.

 

Майя Зак «Зримое отсутствие» в «Тайге» до 31 октября

10_02

Два короткометражных фильма по очереди проецируются на экраны внутри черного куба, аранжированного рисунками художницы. Оба фильма — про насилие и маниакальный контроль. В одном репрессии осуществляет еврейская мамочка, героиня другого ставит эксперимент над двумя королевскими пуделями. Было бы даже странно, если бы зрителя не подталкивали к образам концлагеря: состаренный кадр, звуки из радиоприемника с врывающейся в эфир аффектированной немецкой речью.

Интересно, что автор второго ряда, каким, конечно же, является израильская художница, следует в стилистике и образности своих работ за такими «видеогуру», как Уильям Кентридж и Мэтью Барни.

 

Ася Маракулина Once upon a map в Фонде Про Арте до 7 ноября

10_04

Молодая художница, которую многие небезосновательно числят среди надежд петербургского современного искусства, показала инсталляцию по мотивам поездки в арт-резиденцию в Бельгии, - рисунки, фото, записки, материалы из мастерской, видео. Как всегда, работы Аси Маракулиной сделаны с кропотливым миниатюризмом. В ее сопровождающих выставку текстах отстраненно, аналитически и даже иронично описывается опыт коммунальной бесприютности, который автор разделила в арт-резиденции с другими молодыми художниками, преимущественно восточноевропейцами.

Интересно, что такая хрестоматийная для современного искусства и даже избитая (со времен Алигеро Боэтти) тема, как карты, до сих пор наполняется в каждом художественном поколении новым содержанием.

 

«Лермонтов за углом». Акция в петербургском метрополитене. Выставка эскизов к проекту закрылась 21 октября в Музее Анны Ахматовой.

10_03

Для того, чтобы увидеть этот проект, не надо даже ходить на выставку — в метро появились плакаты, которые сразу привлекли внимание. Они выделялись в ряду рекламы, но не сразу воспринимались как произведения искусства, и вызывали первый вопрос: «Кто копирайтер, чья работа?». Путем недолгих интернетных розысканий стало ясно, что проект придумали сотрудники самого продвинутого литературного музея города — Ахматовского. Оригиналы и эскизы Владимира Шинкарева, Владимира Яшке, Андрея Филиппова, Светланы Баделиной можно было увидеть на выставке.

Интересно, что перед нами отличный пример паблик-арта, о котором все так много говорили в предыдущий месяц, и он подан даже чересчур скромно.

 

Кирилл Хрусталев «В серых тонах» в галерее Navicula Artis до 2 ноября

10_05 Фото: Глеб Ершов

В подзаголовке выставки употреблено слово «скульптура», однако скорее это объекты, напоминающие фигуры «городков» (не хватает разве что биты). Казалось, что к четвертой персональной выставке Кирилл Хрусталев, открытый галереей Navicula Artis, может вырасти в полноценного «современного художника», чьи действия определяются арт-стратегией. Однако этого, к счастью, не произошло - он по-прежнему органично чувствует себя только в роли «естественного мыслителя» и создателя камерных поэтических объектов. Прошедшая в прошлом году совместная выставка Хрусталева и скульптора Константина Симуна ясно показала разницу масштабов дарования.

Интересно, что эти «недо-объекты» легко сместить в сторону действия - те же самые фигуры из тротуарной плитки в естественной среде, возможно, смотрелись бы интереснее.