«Пояс Афродиты» — кукольный спектакль, придуманный московской художницей Викой Бегальской. Она брала интервью у секс-работниц и переработала их в сценарий почти документальной кукольной пьесы. Кукол для персонажей, среди которых есть и Карл Маркс, изготовил художник Александр Вилкин. Накануне премьеры «Пояса Афродиты» в галерее «Люда» художники рассказали ART1 о постановке и ее актрисах, отчуждении от труда и эстетике производственного романа.

 

Кукла спектакля «Пояс Афродиты» Кукла спектакля «Пояс Афродиты»

 

— Вика, вы известны как перформер и акционист, но последние десять лет вы плотно занимались живописью. Почему вы решили снова обратиться к социальному искусству?

Вика Бегальская: Я немного устала от однообразного занятия живописью. Мне кажется, сейчас более подходящее время для социальных проектов — проблемная ситуация в стране. Кроме того, рынок перенасыщен произведениями современного искусства, и мне лично стало скучно. Куда бы ты ни пришел, везде сталкиваешься с уже виденным и сделанным — такая утомительная ситуация бесконечного повтора. Но я не бросила заниматься живописью: работая с теми же секс-работниками, я продолжаю свой личный проект: делаю их портреты и живописные работы. Пока сделано мало, но когда будет закончена серия, мне, конечно, захочется ее показать.

— Существует множество уязвимых групп населения, с которыми художнику может быть интересно работать. Почему вы выбрали секс-работников?

Бегальская: Совместно с Оксаной Саркисян мы создали организацию «Феминистская кухня». В этом проекте мы брали интервью у теоретиков, экстримных личностей, как Маша Баст — в то время она была активисткой, анонсировала себя как будущий кандидат в президенты России, первая женщина-трансгендер-правозащитница. В этой «Феминистской кухне» у нас возник проект «Профсоюз сексуальных работников». Его идея состояла в том, что в условиях капитализма и неолиберальной России мы все являемся сексуальными работниками, то есть наша сексуальность эксплуатируется. Конечно, наш профсоюз был открыт для всех, потом он развился и стало интересно подключить и самих секс-работников.

— Как функционирует ваш профсоюз?

Бегальская: Профсоюз — это чисто художественная платформа. Он никак не функционирует, просто посредством художественных проектов объединяет сексуально угнетенных в условиях капитализма. У нас с секс-работниками был проект прошлой осенью: они сделали живописные работы, которые были показаны на выставке «Хлеб и вольность» в Сахаровском центре, и впервые за всю историю России получили возможность высказывания. В этом году, начиная с июля, стартовал проект «Пояс Афродиты». Это уже совместное произведение секс-работников и художников — нас с Александром Вилкиным. Он работал вместе со мной над проектом четыре месяца.

— В чем ваш личный интерес в обращении к этой теме?

Бегальская: Я всегда делала акцент на телесности, у меня много перформансов связанных с телом, в моей живописи много голых женщин. Я всегда обращалась к своей и чужой сексуальности. Мне интересна тема секса и то, в какие уродливые формы она загнана. То есть в «Поясе Афродиты» мой индивидуальный интерес перерос в социальный проект.

 

Кукла спектакля «Пояс Афродиты» Кукла спектакля «Пояс Афродиты»

 

— Почему они называют себя секс-работниками?

Бегальская: Если вы придете на представление в «Люду», то увидите описательную часть проекта, в которой секс-работники постарались объяснить, как наше общество относится к ним и как они сами себя воспринимают. Со стороны общества там просто бесконечные ругательные слова и презрительное отношение. Вы, наверное, тоже замечали: само слово «проститутка» имеет очень негативный контекст. Чтобы избавиться от этой стигматизации, было выбрано слово «секс-работники» — адаптация английского «sex workers». Оно позволяет уйти и от гендерной принадлежности: это может быть и мужчина, и женщина, и исчезает негативный контекст слова «проститутка».

— Расскажите, как устроен кукольный спектакль.

Бегальская: Мы брали у них интервью, говорили по поводу спектакля. Они делали эскизы кукол, описывали их характеры, описывали себя, рассказывали смешные и грустные истории, которые могли быть использованы в спектакле. Потом это все было переработано в сценарий, а Александр сделал кукол. Потом были репетиции, около десяти в целом.

— Почему вы выбрали кукол для репрезентации темы?

Бегальская: Не все хотят лишаться анонимности. У нас только одна девушка готова открыто выйти на сцену и рассказать, почему она выбрала эту профессию. Больше никто не горит таким желанием. Используя куклы, мы можем сохранить анонимность, немного абстрагироваться, придать холодности, отстраненности происходящему. Сам сценарий очень горячий, в нем используется грубый, площадной язык.

 

Кукла спектакля «Пояс Афродиты» Кукла спектакля «Пояс Афродиты»

 

— Как вы нашли участниц?

Бегальская: В Петербурге есть ассоциация секс-работников и тех, кто их поддерживает, «Серебряная роза». Ее президент Ирина Маслова периодически устраивает воркшопы, на посвященные психологическим и юридическим вопросам секс-индустрии: как они могут защищаться от полицейских, что правомерно, а что — нет. Я посещала эти воркшопы, знакомилась с девушками и приглашала их в мастерскую. Мы начинали дружить и общаться. Часть девушек уже были моими приятельницами с прошлой осени, когда мы вместе готовили выставку «Хлеб и вольность». Они охотно идут на контакт, среди них немало творческих людей, которые с удовольствием воспринимают всю художественную сторону. Но их участие в спектакле означает, что они автоматически теряют часы «у станка», им приходится жертвовать заработком. Почти все девушки в этой индустрии из-за денег.

Александр Вилкин: В нашем спектакле есть и те, кто реализуется через секс.

Бегальская: Да. Марина Денисова будет участвовать в круглом столе и выступать с монологом. Она — один из главных героев нашего спектакля.

Вилкин: Лично я хотел, чтобы спектакль выглядел, как производственный роман, где нет главного героя, а есть набор рабочих ситуаций. Я хотел донести, что, помимо абсурда и чернухи, в этой работе есть момент самореализации и труда. Я не делаю разницы между проституткой и шахтером, для меня это ни хорошо, ни плохо. Мне бы хотелось, чтобы после просмотра этого спектакля зритель если не полюбил бы проституток, то хотя бы понял, что эта профессия не отличается ни от какой другой. Здесь присутствует сознательный выбор и очень важный момент: эта профессия на самом деле не несет никакого ущерба обществу. Это настолько замкнутая система, что непонятно, в чем здесь вред. Все негативные убеждения — это чистое ханжество.

— Разве общество осуждает самих проституток, а не ту систему, которая вынуждает их заниматься этой работой, эксплуатирует их тело?

Вилкин: Работа за кассой целыми днями — это чистой воды эксплуатация. Капиталистическое общество всех в той или иной степени эксплуатирует и отчуждает от труда. Никто не получает удовольствия от труда: находясь в этой системе, все работают ради денег. Это не проблема проституток, это проблема любой профессии. Если бы все самореализовывались в своей профессии, ситуация была бы совершенно другая: все бы получали удовольствие от того, чем занимаются.

 

Карина, актриса спектакля, и Карл Маркс Карина, актриса спектакля, и Карл Маркс

 

— Чтобы изменить ситуацию, вероятно, одного спектакля будет недостаточно.

Бегальская: Конечно, один спектакль не изменит. Даже вообще не понятно, пройдет ли он. Может быть, возникнет какая-то провокация со стороны милоновцев или православных активистов, и придется срочно все сворачивать и ретироваться. В будущем мне хотелось бы вообще организовать школу искусств для секс-работниц, по аналогии со школой «Что делать?», чтобы они могли получать стипендию и участвовать в воркшопах, которые бы проводили художники, делать живописные, фото, видео, скульптурные проекты. Возможно, это могло бы изменить их судьбу.

— Вы заметили какие-то психологические изменения у участниц проекта?

Бегальская: Нет, ничего не заметила. Мы не так много времени проводим вместе, чтобы заметить такие тонкие психологические изменения.

Вилкин: Заметили, что это обычные нормальные люди. Какие там изменения.

Бегальская: Но художником пока никто не стал.

31 октября, галерея «Люда»

Спектакль «Пояс Афродиты» 17:00—18:00,

круглый стол «Преодоление стигматизации занятых в сфере сексуальных услуг» 18:00—23:00