Экспозиция «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» пройдет в Главном штабе с 7 декабря 2014 по 8 марта 2015. 

 

Френсис Бэкон. Этюд к портрету Изабель Росторн. 1965. Часть триптиха. Холст, масло. 35,6 х 30,5 см Френсис Бэкон. Этюд к портрету Изабель Росторн. 1965. Часть триптиха. Холст, масло. 35,6 х 30,5 см

 

На экспозиции покажут тринадцать картин Фрэнсиса Бэкона, написанных в 1950-е — 60-е годы, из собрания Центра изобразительных искусств Сейнсбери, коллекции Лизы и Роберта Сейнсбери – первых и самых щедрых меценатов Бэкона, а также из галереи Тейт, Художественной галереи и музея Абердина, галереи Хью-Лейн в Дублине и частных собраний.

Одна из центральных работ выставки — картина Бэкона из серии «Кричащие папы» (этюд «Голова кричащего папы», 1952, Йельский центр Британского искусства, Нью-Хейвен), написанная под впечатлением от сцены с няней в фильме «Броненосец Потемкин» и иллюстрации из «очень красивой, раскрашенной вручную книги о заболеваниях полости рта». По мнению самого художника, он так и не смог в своих многочисленных экспериментах превзойти Эйзенштейна.

Интертекстуальным дополнением к проекту станут художественные произведения из собрания Эрмитажа — от египетского искусства и образцов греко-римской пластики до живописи Веласкеса и Рембрандта, Матисса и Пикассо, скульптуры Микеланджело и Родена.

Из коллекции лорда Дуро привезут работу Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X» — один из вариантов картины в галерее Дориа Памфили, ставшей источником вдохновения для многих картин Бэкона. Художник признавался, что был «просто помешан на папе, потому что он буквально преследовал меня, порождая самые противоречивые чувства и затрагивая разные области... Я думаю, все дело в его великолепных красках».

Также покажут материалы из мастерской Бэкона в Южном Кенсингтоне в Лондоне и в Дублине – фотографии, книги, вырванные листы из альбомов по искусству и журналов, газеты, испорченные и незаконченные картины, снимки Перри Огдена самой мастерской. Бэкон признавался, что «в этом хаосе чувствует себя как дома», что хаос рождает в нем образы. Он сравнивал мастерскую с химической лабораторией. Она была для него «местом эксперимента, творения и разрушения».

Кураторы выставки – доктор Тьерри Морель, Великобритания, и Елизавета Ренне, старший научный сотрудник Отдела истории изобразительного искусств Эрмитажа, кандидат искусствоведения. Проект подготовили Эрмитаж и Центр изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии.

Летом 2015 года, покинув Петербург, проект отправится в Центр изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии.