Картина Андрея Звягинцева вошла в лист претендентов на премию Американской киноакадемии как «Лучший фильм на иностранном языке».

 

Картинка отсюда Картинка отсюда

 

В истории советского и российского кино пока только четыре фильма удостаивались аналогичной награды: «Война и мир» (1968) Сергея Бондарчука, «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы — результат совместного производства СССР и Японии, «Москва слезам не верит» (1981) Владимира Меньшова и «Утомленные солнцем» (1994) Никиты Михалкова.

Выход в прокат «Левиафана» запланирован на 5 февраля, однако осенью фильм уже демонстрировался в нескольких кинотеатрах Москвы и Петербурга фактически в закрытом формате. К примеру, попасть в залы «Великан парка» на заявленные в конце сентября сеансы было невозможно: билеты стоимостью две тысячи рублей были распроданы заранее. Краткосрочный прокат в течение недели был необходимым условием, чтобы выдвинуть картину на премию «Оскар».

Фактически весь минувший год прошел под знаком «Левиафана»: он должен был открывать ММКФ, но в последний момент его заменили на более нейтральное, ностальгическое «Кино про Алексеева» Михаила Сегала; фильм Звягинцева представлял Россию на кинофестивалях в Торонто, Мюнхене и Каннах, на последнем получил приз за лучший сценарий; наконец, его выхода в прокат ждали всю осень. И дождались: на днях фильм завоевал «Золотой глобус» — награду Голливудской ассоциации иностранной прессы — как лучший иностранный фильм, и во время церемонии вручения награды 11 января фильм слили на торренты, но ненадолго. В результате в сети появился сайт, через который можно перечислить деньги создателям «Левиафана» за бесплатный онлайн-просмотр, причем этот ресурс — частная инициатива, не имеющая отношения к авторам фильма.

 

 

Конкурентов на «Оскар» за лучший иностранный фильм у «Левиафана» четверо: «Ида» польского режиссера Павла Павликовского о наследии Холокоста и испытаниях веры, эстонско-грузинская лента «Мандарины» о событиях Абхазской войны 1992 года, мавританский «Тимбукту» об интервенции религиозных фундаменталистов в мирную жизнь и «Дикие истории» из Аргентины, номинировавшийся на главный приз Канн 2014. «Ида» и «Мандарины» также были номинированы на «Золотой глобус» и проиграли «Левиафану», а «Тимбукту» — номинант на Золотую пальмовую ветвь.

Среди других номинантов на «Оскар» — «Бёрдмэн» Иньярриту и «Отель „Гранд Будапешт“» Уэса Андерсона — у обоих фильмов по девять номинаций, «Игра в имитацию» с Камбербэтчем в главной роли, получившая восемь номинаций, «Отрочество» Линклейтера — шесть номинаций. Все шорт-листы оскаровских претендентов здесь. Церемония награждения состоится 22 февраля в Лос-Анджелесе.

Одним из российских претендентов на «Оскар» мог стать фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», но режиссер официально попросил не выдвигать его работу на премию. В своем заявлении Кончаловский указывает на колониализм Американской киноакадемии: «Сама формулировка категории “лучший фильм на иностранном языке„ — должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу, является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании».