В новой спецпрограмме фестиваля «Сигналы: пропаганда каждый день» покажут, среди прочих, новые работы режиссера Алексея Федорченко и художника Олега Мавроматти.

В этом году Роттердамский кинофестиваль учредил новую специальную программу «Сигналы: пропаганда каждый день» (Signals: Everyday Propaganda), которая с помощью кинопоказов, выставок и мастер-классов попытается разобраться в методах современной пропаганды. Сегодня стало известно, что на фестивале в рамках этой и программы What the F?, посвященной вопросам феминизма, 28 января состоится встреча и выступление Pussy Riot, а также показ фильма о группе Pussy versus Putin. 

В программу «Сигналы: пропаганда каждый день» вошли четыре российских ленты: «Дуракам здесь не место» (2015), «Ангелы революции» (2014), «Интернационал» (1971) и «Сегодня» (1929).

 

2015_01_19_3 «Ангелы революции». Реж. Алексей Федорченко. 2014

 

В новом фильме екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко «Ангелы революции» (2014) группа советских художников-авангардистов отправляется пропагандировать утопические идеи коммунизма народам Севера, которые отказываются принимать новую идеологию. В работе Федорченко отталкивался от истории Казымского восстания 1933 года, во время которого народ хантов в восточной Сибири протестовал против коллективизации. Федорченко сопоставляет традиционную эстетику культуры хантов и модернистские каноны ранней советской пропаганды, конструктивистские анимационные фильмы, использует мейерхольдовские приемы, отсылки к Эйнштейну и Малевичу.

 

«Дуракам здесь не место». Реж. Олег Мавроматти. 2014 «Дуракам здесь не место». Реж. Олег Мавроматти. 2014

 

Лента Олега Мавроматти «Дуракам здесь не место» (2014) рассказывает историю Сергея Астахова — видео-блогера, ставшего популярным благодаря роликам, в которых он называет себя геем, ортодоксальным пропутинским активистом, танцует стриптиз, молится московским шоппинг-моллам, рассуждает о прелестях гей-порно, своей гомосексуальности и рассказывает о том, как он обращался в психиатрическую клинику с просьбой «излечить» его от этой «болезни». Полуторачасовой документальный фильм Мавроматти состоит из нарезки кадров из блога Астахова и, как значится на сайте кинофестиваля, «представляет собой наиболее радикальное проникновение в суть современной России и ее идеологических конфликтов».

 

«Интернационал». Реж. Александр Шейн, Александр . 1971 «Интернационал». Реж. Александр Шейн, Александр Светлов. 1971

 

Еще один фильм в программе «Сигналы: пропаганда каждый день» — 22-минутный «Интернационал» (1971) Александра Шейна и Александра Светлова, об основанной Шейном в 1960-е киностудии «Совполиткадр» для производства пропагандистских фильмов, но по факту студия занималась авангардистскими экспериментами. В «Интернационале» пропагандистский пафос сталкивается с «искусством формализма» и рождает постмодернистскую иронию.

 

«Сегодня». Эсфирь Шуб. 1929 «Сегодня». Эсфирь Шуб. 1929

 

Самый старый фильм в программе — «Сегодня» (1929) Эсфирь Шуб, одной из первых советских авторов авангардистского и пропагандистского кино. В часовой ленте, также известной как «Артиллерия и тракторы», снятой в коллаборации с немецкими коммунистами, противопоставляются кадры зарождения коммунизма в СССР и капитализма в Нью-Йорке. Чтобы подчеркнуть противоречие между идеологиями, Шуб использовала авангардистский монтаж и красноречивые субтитры.

 

«Кому на Руси жить хорошо?». Реж. Любовь Матюнина. 2014 «Кому на Руси жить хорошо?». Реж. Любовь Матюнина. 2014

 

В программе короткого и среднего метра «Так долго, как надо» (As Long As It Takes) покажут 15-минутную работу Любови Матюниной «Кому на Руси жить хорошо?» (2014), которая переводит поэту Некрасова на киноязык.

 

«Бирмингемский орнамент». Фрагмент 201. Реж. Андрей Сильвестров, Юрий Лейдерман «Бирмингемский орнамент». Фрагмент 201. Реж. Андрей Сильвестров, Юрий Лейдерман

 

10-минутный фрагмент проекта Андрея Сильвестрова и Юрия Лейдермана «Бирмингемский орнамент II» (2014) покажут в программе сюрреалистического кино «Сигналы: правда? Правда». Сильвестров и Лейдерман начали этот проект десять лет назад как попытку стереть грань между актуальным искусством и современным кинематографом. Главная тема фильма — отношения художника и власти.