Один из пионеров петербургского андеграунда скончался на 74-м году жизни вчера, 25 января.

 

Владимир Овчинников Владимир Овчинников

 

О смерти Овчинникова пишет завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский. Он характеризует живописца как ни на кого не похожего, мятущегося и неудовлетворенного, как и его герои, художника.

«К Овчинникову привыкли, его плотные граненые человечки с металлическим, малевическим, цветовым разрешением, буквально “входили в каждый дом„. К Овчинникову привыкли настолько, что воспринимали его присутствие в нашем искусстве как должное: особенно не интересовались, как он живет, чем мучается. Что ему, с его пристрастием к своим постоянным героям, сделается… — пишет в фейсбуке Боровский. — Как это обычно бывает с сокровенными людьми, Овчинников никогда не переводил разговор на себя, не говоря уже о самопрезентации: никакого пиара, никакой массмедийной шумихи. Овчинников был уверен: его герои говорят сами за себя, только ленивый не поймет, что с ними происходит. А ничего особенно хорошего с ними не происходило: человечные и независимые насельники чуждого им советского мира, — ангелы, бомжи, инвалиды, мечтатели-аутсайдеры, они в новые времена ощущали себя во все более жесткой и отчужденной реальности».

 

2015_01_26

 

Овчинников родился в 1941 году, маленьким ребенком с семьей переехал в Ленинград. Он не получил художественного образования, что объяснял своим «генетическим неприятием» соцреализма. Работая помощником декоратора в театре, в хозчасти Эрмитажа, он постепенно осваивает живопись и вырабатывает свой стиль. Для работ Овчинникова характерно смешение соцарта и сюрреалистических, абсурдных мотивов. Так, вдохновения для сюжетов художник часто искал в книгах Хорхе Борхеса, Эжена Ионеску, Сэмюэля Беккета.

В истории современного искусства Овчинников останется также как организатор выставок неофициальных художников в ДК имени Газа и ДК Невский соответственно в 1974 и 1975 годах. В отличие от разгромленной московской «Бульдозерной» выставки, эти экспозиции художников-авангардистов не вызвали возражения властей. Множество людей в те дни смогло познакомиться с работами представителей новых, не относящихся к догме соцреализма художественных течений. Приуроченная к 40-летию акций выставка «Ленинградский андеграунд» пройдет в Новом музее с 4 февраля по 12 апреля.