Гринуэй об Эйзенштейне, Антон Корбайн — о Джеймсе Дине, притча Терренса Малика, Леа Сейду в роли горничной и Николь Кидман в фильме Херцога — что смотрят на Берлинале-2015.

 

Джеймс Франко и Вим Вендерс на съемках «Все будет хорошо» Джеймс Франко и Вим Вендерс на съемках «Все будет хорошо»

 

Один из самых ожидаемых фильмов фестиваля будет показан вне конкурса. Это первая за семь лет работа Вима Вендерса «Все будет хорошо» (Everything Will Be Fine). История, типичная для интеллектуального кино: писатель на машине случайно сбивает насмерть ребенка и 12 лет страдает от чувства вины. В фильме показано его общение с матерью погибшего мальчика. Писателя играет Джеймс Франко, а мать — Шарлотта Генсбур. Истории с подобным — не слишком оригинальным — сюжетом, как правило, работают за счет тона, нюансов и деталей, с чем у Вендерса, как обычно, проблем возникнуть не должно.

 

Николь Кидман и Джеймс Франко на съемках «Королевы пустыни» Николь Кидман и Джеймс Франко на съемках «Королевы пустыни»

 

Любимец Голливуда Франко также появится в одной из главных ролей в фильме «соратника» Вендерса по новой волне немецкого кино — Вернера Херцога. Мастер документалистики снял «Королеву пустыни» (Queen of the Desert)— историю реальной женщины Гертруды Белл, английской путешественницы, шпионки и ученой. Действие будет происходить на Ближнем востоке, в главной роли — Николь Кидман. Примечательно, что Лоуренса Аравийского в фильме играет Роберт Паттинсон. Бывший кумир девочек-тинейджеров из «Сумерек» стал звездой независимого кино (скорее всего, после ролей в двух последних фильмах Дэвида Кроненберга — «Космополисе» и «Звездной карте»).

 

Дэйн Дехаан и Роберт Паттинсон в «Жизни» Корбийна Дэйн Дехаан и Роберт Паттинсон в «Жизни» Корбайна

 

Паттинсон, как и Франко, играет в двух представленных на Берлинале фильмах. Второй — новая лента Антона Корбайна с лаконичным названием «Жизнь» (Life). Эта история также имела место в реальности: фотограф Деннис Сток (Паттинсон) фотографирует актера Джеймса Дина (Дэйн Дехаан). Двое становятся друзьями и путешествуют по Америке. Фотографии Стока, изображающие Дина «бунтарем без причины», с сигаретой и в кожаной куртке, стали классикой жанра. Корбайн сам начинал как фотограф, работая с рок-группами, в частности, с Joy Division и Йеном Кертисом. И Дин, и Кертис погибли в возрасте 24 лет.

 

Финн Элмер Бэк в роли Эйзенштейна и мексиканец Луис Альберти в роли его гида Финн Элмер Бэк в роли Эйзенштейна и мексиканец Луис Альберти в роли историка

 

Еще одна почти-документальная история (и возможный фаворит жюри) — картина «Эйзенштейн в Гуанахуато» (Eisenstein in Guanujuato) Питера Гринуэя. Стоит сказать, что фильм вызвал скандал в России еще на стадии написания сценария: Гринуэй решил подробно остановиться на гомосексуальности Эйзенштейна. По мнению автора фильма, в начале 1930-х Эйзенштейн, будучи тридцати трех лет от роду, приехал в Мексику девственником. Там у него завязывается роман с молодым историком. Замысел Гринуэя в том, что произошедшее между ними «очеловечило» Эйзенштейна. До эпизода в Гуанахуато тот был творцом чистого искусства, мыслящим большими идеологическими массивами. Такие фильмы, как «Броненосец Потемкин» и «Октябрь» — об идеях, а последующие «Александр Невский» и «Иван Грозный» — о людях. «Второе название фильма Эйзенштейна “Октябрь — 10 дней, которые потрясли мир„. Второе название моего фильма — “10 дней, которые потрясли Эйзенштейна„», — комментирует Гринуэй. Российская сторона отказалась участвовать в проекте из-за педалирования гомосексуальности классика советского кино. При этом один из возмущавшихся тем, что подняли тему «не имеющую отношения к творчеству», был бывший глава Музея кино Наум Клейман, которому на этом Берлинале присудят награду, и фильм о котором («Кино: Общественное дело») покажут в документальной программе.

 

Ульяна Васькович и Глеб Калюжный Ульяна Васькович и Глеб Калюжный в «14+»

 

Среди фильмов, которые в России могут обернуться скандалом, на фестивале покажут «14+» Андрея Зайцева. Реалистичная и трогательная история любви школьников может не попасть в широкий прокат из-за новых условий показа эротических отношений подростков.

 

kinopoisk.ru «Под электрическими облаками»

 

В основной программе Россию представляет «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего. Вернее, фильм принципиально заявлен как российско-украино-польское производство. Это альманах из семи новелл — историй, произошедших в разные годы с разными людьми на постсоветском пространстве. «Это такая попытка посмотреть на нашу жизнь с разных сторон. Она же у нас очень противоречивая. Нельзя снимать, допустим, только про богатых или только про бедных, только про счастливых или только про несчастных. Нельзя снимать о современности, не зная, что был 1990-й год», — комментировал замысел Герман во время съемок. Фильм стал чуть ли не последним совместным кинопроектом России и Украины. Частично фильм снимался в Одессе и Харькове. Задним умом можно вообразить заявленную в названии наэлектризованность атмосферы: «под электрическими облаками» значит в день первого снегопада, на границе осени и зимы.

 

 

«Рыцарь кубков» (Knight of Cups) Терренса Малика — притча о голливудском сценаристе и окружающей его веселой жизни. В центре сюжета — легенда о принце, который отправился в путешествие, выпил из кубка и забыл, зачем поехал, кто он и кто его отец. Судя по трейлеру, Малик вновь обещает ответы на все вопросы о смысле жизни и существования вселенной, как в нескольких предыдущих фильмах. В ролях — Кристиан Бейл, Натали Портман и Кейт Бланшетт.

 

Иэн Маккеллан в «Мистере Холмсе» Иэн Маккеллан в «Мистере Холмсе»

 

Вне конкурса покажут англо-американский фильм «Мистер Холмс» (Mr. Holmesо последних годах жизни великого сыщика. Закончилась Вторая Мировая война. Детектив, которого играет Иен Маккеллен, постарел — ему за девяносто. Он ухаживает за пчелиными ульями и на пороге смерти пытается вспомнить все обстоятельства своей жизни и работы. Режиссером картины стал Билл Кондон, известный по двум последним частям уже упомянутых «Сумерек». Фильм снят по роману Митча Каллина «Трюк разума», Каллин также написал «Страну приливов», экранизированную Терри Гиллиамом.

 

Леа Сейду в «Дневниках горничной» Леа Сейду в «Дневниках горничной»

 

Любопытной может оказаться очередная экранизация «Дневника горничной» (Journal d'une Femme de Chambreот французского режиссера Бенуа Жако. В главной роли — Леа Сейду. Как обещается, фильм будет наиболее последовательно воспроизводить обстоятельства романа. «Дневник горничной» Октава Мирбо — крайне популярная книга на рубеже XIX—XX веков. Писатель-анархист намеревался показать моральное разложение и сексуальную развращенность буржуазного общества через дневниковые записи служанки в богатом доме. Величайшим и наиболее правдивым писателем Франции Мирбо считал, в частности, Лев Толстой.

 

«Такси» Джафара Панахи. В прошлом году его работа «Закрытый занавес» получила «Серебряного медведя» за лучший сценарий «Такси» Джафара Панахи. В прошлом году его работа «Закрытый занавес» получила «Серебряного медведя» за лучший сценарий

 

Наиболее драматичная история связана с фильмом «Такси» (Taxi) иранца Джафара Панахи. Благодаря его фильмам в 1990-е мировое сообщество обратило внимание на иранский кинематограф. Лауреат Каннского и Берлинского кинофестивалей, превознесенный на Западе, на родине Панахи несколько раз арестовывался за то, что снимал на недозволенные темы или порочил правительство. В конце концов в 2010 году Панахи был приговорен к шести годам тюрьмы и 20-летнему запрету на съемки кино. Возможно, благодаря протесту мирового кинематографического сообщества, режиссер так и не попал за решетку. Не удалось и помешать ему снимать кино.

Это третий фильм, созданный Панахи после запрета исламистов. Первый назывался «Это не фильм», он показывал быт режиссера под домашним арестом. С помощью друга он пытается реконструировать в квартире эпизоды из написанного сценария. «Закрытый занавес» начинается с вымышленной истории о писателе, который, заперевшись дома, прячет от властей свою собаку. Заканчивается лента тем, что вновь появляется Панахи, живущий в доме, вмешиваясь в жизнь героев фильма. Так в последних работах иранца размывается граница между художественным и документальным кино.

На этот раз Панахи покинул пределы дома. В «Такси» он сам играет таксиста, в машине которого установлена камера. Через пассажиров, часть из которых, очевидно, актеры, а часть — реальные люди, Панахи пытается показать картину жизни Тегерана. «Ничто не может заставить меня прекратить снимать фильмы, потому что, загнанный в угол, несмотря на все ограничения, я обращаюсь к своему внутреннему “я„, и потребность творить превращается в своего рода одержимость», — говорит режиссер.