Кураторы Русского музея собрали пейзажную живопись, анималистику и исторический жанр, графику, шаржи, эскизы к декорациям, даже скульптуру — всего 250 работ Валентина Серова за пределами портретного жанра. Создание такой экспозиции — значительное событие, приуроченное к 150-летию художника. На выставке немало набросков, в частности, к «Похищению Европы», по которым можно проследить движение мысли художника от идеи к воплощению.

Стиль Серова непросто уловить и описать. Будучи наследником реалистической живописной традиции, он был очень восприимчив к влияниям извне, перенял много от раннего модернизма. Серов писал придворные портреты императоров, великих князей и новой буржуазии, но и события 1905 года тоже запечатлел: на выставке показана работа «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» о расстреле первой русской революции.

Пожалуй, пейзажи Серова могут поддаться описанию, если подойти к делу как к детальному изложению синопсиса фильма. Они словно светятся изнутри, как мог бы лучиться киноэкран: между перекрытий на крыше деревенского дома прячется закатное солнце; красная шторка в «Линейке из Москвы в Кузьминки» сияет ярким пятном посреди пыльной дороги; лицо русалки, спрятанное в густо-зеленом лесном болоте, как будто становится прозрачным и пропускает лучи света сквозь себя.

Смотрите фоторепортаж Михаила Григорьева.