Доктор искусствоведения, вице-президент Российской академии художеств Владимир Леняшин выпустил книгу «Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования». Исследование посвящено истории русского живописного искусства с середины XIX века вплоть до сегодняшнего дня. Особенность книги — в ее мозаичной композиции, состоящей из эссе, и оптике: обзор открывается с точки зрения музейного работника и хранителя.

Алексей Бойко, кандидат искусствоведения, заведующий сектором Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея, изучил труд коллеги и специально для ART1 написал рецензию. 

 

2015_03_18_16

 

Новая книга Владимира Алексеевича Леняшина сразу вовлекает читателя в диалог об искусстве, в котором хрестоматийные образы («Запорожцы», «Взятие снежного городка», например) соседствуют с менее популярными произведениями, и о каждом из них автор говорит пристрастно, самобытно и экономно; словам здесь цена известна. Диалог трудный, поскольку автор обращается (так кажется вначале) исключительно к разносторонне образованному собеседнику. Когда уже во введениях встречаешь имена великих (Панофский, Беньямин, Бодрияр, Бахтин, Валери, Мандельштам, Юнг, Делез, Фуко, Гумилев, Лакан, Платон, Пруст, Витгенштейн), то сквозь плотнейшую ткань из окружающих их идей и наблюдений продумываешь: пойму ли суть? неужели с таким интеллектуальным напряжением говорят и пишут об искусстве в художественном музее?

Наметившемуся опасению не суждено, однако, прервать умное чтение – велико удовольствие от книги. В ней красота, правда, стиль не только характеризуют русскую живопись, но и являют собой то, что важно для автора в жизни. Академический текст, во всем соответствующий своему высокому статусу, посвящен тому миру музейных ценностей, который открыт к настроениям, вопросам и самочувствию современного человека. И потому понимаешь: поток ассоциаций, контекстных характеристик и намеков требуют в ответ не энциклопедических и даже не википедических познаний, а способности вместить русскую живопись в мир собственных размышлений и переживаний. «Единица хранения…» сберегает и взыскует чувство собственного достоинства читателя, неравнодушного к искусству и познанию действительности.

 

2015_03_18_15

 

Фундаментальность, классические черты повсеместно здесь соединены с живым, далеким от завершенности взглядом на произведения Перова, Репина, Серова, Врубеля, Сурикова, Тимура Новикова, Владимира Овчинникова, Устюгова и многих, многих иных художников. В целом же читатель встретится здесь с новой историей русской живописи второй половины XIX – начала XXI века. Она резко отличается от вторичных пересказов в популярных нынче изданиях типа «томик за томиком, банальность за банальностью»; ей вовсе не свойственен схематизм «других историй искусства», даровито ниспровергающих устои искусствознания. Развитие русской живописи в монографии В.А. Леняшина представлено как творческий процесс, и потому всякий, в ком пробудилась созидательная способность, найдет что-то для себя и даже про себя в общей композиции исследования и в его отдельных главах. На широких полях издания достаточно места для наших вопросов и карандашных пометок – впрочем, пропорции страниц гармоничны, и они легко фотографируются камерой смартфона.

Эссе и краткие истолкования образов в прямом смысле выношены автором. И никакого гендерного алогизма – при переносе картин из фонда в зал (и обратно), в поиске им места на экспозиции, от одной выставки к другой, рождался будущий текст. Образное видение, слово и действие в работе музейщика, педагога и исследователя В.А. Леняшина слитны.

Этому единству как нельзя лучше соответствует безбуквенный подзаголовок книги: текст на обложке расположен на фоне наклонных цветных полос. Фрагментирована картина Михаила Матюшина «Движение в пространстве». Ее автор, петербургский авангардист, обосновывал и практиковал так называемое «расширенное смотрение», позволяющее нашему зрению и иным чувствам по-новому охватить мир и задать ему новые вопросы. Своего рода «расширенное смотрение» проявило себя и в исследовательском труде Владимира Алексеевича Леняшина. Возможно, с обложки только что опубликованной книги начнется путь к новому опыту музейного восприятия, понимания и интерпретации русской живописи.

 

В.А. Леняшин. Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования. – СПб.: Золотой век, 2014. – 439 с.: ил. – 1500 экз.