Церемония вручения независимой премии имени Сергея Курехина прошла 17 апреля в Петербурге в шестой раз. В этом году премия вернулась в здание бывшего кинотеатра «Прибой», где также традиционно открылась выставка номинантов.

 

IMG_0039

 

Режиссером церемонии и куратором выставки в этом году стала Катя Бочавар, лауреат премии за лучший кураторский проект в 2010 году и претендент на гран-при «Поп-механика» — в прошлом. За музыкальную часть отвечал Петр Айду, который тогда обошел Катю и получил главный приз за «Реконструкцию утопии», при этом даже не попав в шорт-лист. Ведущим был художник Александр Дашевский.

Слух о том, что Дашевский будет вести церемонию, прошел заранее, и ожидания были высоки, но, к сожалению, не оправдались. Хорошее чувство юмора, язвительность, острота ума — казалось бы, идеальные данные для такой роли и для того, чтобы задать бойкий тон всему мероприятию, но по факту вся бойкость ограничилась розовым костюмом. Дашевский начал с вполне определенного посыла о том, что в прошлые годы конца церемонии никто не дожидался и уходил, а в этом они специально сделают все быстро и резво, чтобы публика не успела заскучать. Да, вышло быстро, но довольно тоскливо.

 

Татьяна Ахметгалиева с наградой за лучший визуальный объект — выставку «Аллергия на пыль» Татьяна Ахметгалиева с наградой за лучший визуальный объект — выставку «Аллергия на пыль»

 

Церемония вручения этой премии в первую очередь — тот редкий случай, когда можно послушать музыку Сергея Курехина в живом исполнении оркестра и известных музыкантов-экспериментаторов в зале бывшего советского кинотеатра. В этом году музыкальное действо строилось частично на произведениях Курехина и частично — Чайковского. Как обозначил один из музыкантов, Дмитрий Кротенко, они устроили реконструкцию «Реконструкции утопии», но получилось это довольно уныло и без характерного для курехинской музыки надрыва и драйва.

Порадовало то, что художниками в этот раз были Марина Алексеева и Борис Казаков. Несколько лет подряд оформлением занимался Максим Свищев, что уже немного поднадоело. Марина сделала видео в узнаваемом для нее стиле с трансформирующимися друг в друга арт-деятелями. Борис реанимировал сердце кинотеатра — 35-миллиметровые советские кинопроекторы, которые и обеспечили видео-сопровождение премии.

 

IMG_0484

IMG_0485

IMG_0487 Видеопроекция Марины Алексеевой

 

Одним из членов жюри в этом году был куратор «Манифесты 10» Каспер Кениг, который прочел очень трогательную речь, в которой поделился впечатлениями о здании кинотеатра, о его уникальности и важности для культурной и архитектурной среды города. Говоря о самом центре, хочется отметить, что выставка номинантов в этот раз получилась очень лаконичной и аскетичной. Ни одной работы или объекта – только видео- и фото-документация. Девять телевизоров, зашитых в тумбы из ДСП, расположились в фойе на втором этаже. Многие были разочарованы экспозицией, вернее, ее отсутствием, но это была прекрасная возможность ощутить пространство кинотеатра, пройтись по нему, а не продираться сквозь толпу и экспонаты, как это обычно бывает.

 

IMG_0047

 

Как и в прошлом году, шорт-лист стал известен только на самой церемонии вручения, но это не помешало жюри вручить три премии в трех разных номинациях кандидатам из лонг-листа. Прецедент, который год назад произошел с «Реконструкцией утопии» Петра Айду, тогда воспринимался как случайность и исключение из правил, но в этот раз, кажется, на наших глазах сформировалась новая традиция премии. «Шанс есть у всех!» — шутил Дашевский. Так сделали с выставкой Романа Мокрова «Спрячь в ладонь новорожденный огонь», номинированной как «Лучший медиаобъект», с проектом «Про. Ёлка» Петра Виноградова, награжденным за лучшее «Искусство в общественном пространстве», и так стало с Федором Павловым-Андреевичем, получившим гран-при напополам с Рагнаром Кьяртанссоном.

При мысли о проекте Рагнара «Грусть победит счастье», который он устроил на Витебском вокзале в рамках публичной программы «Манифесты 10», возникает ощущение, что вся церемония была полуторачасовой песней «Тоска сильнее счастья». То, что всегда воспринималось как праздник в память о Курехине, пусть ностальгического характера, но все же с невероятной силой, энергией и темпераментом, в этот раз скукожилось до нескольких музыкальных зарисовок между вручениями и краткими торжественными речами. Хотя, возможно, сейчас и не время для веселья.

Всех лауреатов мы назвали здесь.

Фотографии Михаила Григорьева