Можно понять критиков, буквально расцеловавших новую часть франшизы о Безумном Максе, даже так — нельзя их не понять. В XXI веке блокбастеры выходят часто, по несколько штук в год: студии без стыда, совести и даже вкуса куют очередные фильмы о супергероях, огромных роботах и парнях с крутыми пушками. На этом фоне «Дорога ярости» определенно стоит особняком, хотя бы из взрослого и брутального рейтинга «R», а не детского «PG-13». Кто сказал, что фильм, рассчитанный на широкую аудиторию, должен быть беззубым и смешным? Новый «Макс» не рак на безрыбье, а огромная хищная акула.

«Дорога ярости» — четвертая лента о Максе Рокатански, бесстрашном и немногословном бродяге в постапокалиптической пустыне. Четвертая по очереди, но не по внутренней хронологии — действие нового фильма разворачивается аккурат между первой и второй частью. Но и эти привязки условны. Оригинальная трилогия о Максе, снятая новичком Джорджем Миллером, дала толчок австралийскому кино, вывела в свет молодого актера Мэла Гибсона и сделала модным постапокалипсис. Спустя тридцать лет после третьего фильма («Под куполом грома») Джордж Миллер возвращается с новой историей о безрадостном мире будущего. На этот раз в главной роли – талантливый британский актер Том Харди, подхвативший знамя уже постаревшего для этой роли Гибсона.
После очередной мировой войны и экологического кризиса человечество находится в полном упадке. Цивилизованное общество кануло в лету, мораль и христианские ценности навеки погребены под песком. Повсюду бесконечная пустыня, одной из немногих ходовых валют является топливо для машин, на которых разъезжают властители дивного нового мира — разного рода отморозки, убийцы, одетые в кожаные садо-мазо костюмы, и просто безумцы. Их главной силой помимо различного оружия являются машины, самые разные транспортные средства — от простых мотоциклов до монструозных трейлеров.

Макс Рокатански предстает бывшим полицейским, который потерял жену и дочь и пытается как-то существовать в кислотно-желтой песчаной антиутопии. Реплик у него немного, в голове – кошмары с участием погибшей дочери, в глазах – почти звериная тоска и отчужденность. Быть сильным и независимым одиноким скитальцем у Макса получается так себе – его ловят подручные местного диктатора Бессмертного Джо, и он становится пленником местного изуверского режима.

Мир будущего – насилия и грохота моторов – прописан режиссером с любовью и некоторым опасением. В главном злодее – Бессмертном Джо – мы можем увидеть любую персонифицированную автократическую власть, построенную на унижении человеческого достоинства и собственном обожествлении, его армия неадекватных приспешников готова отдать за него жизнь, чтобы попасть в Валгаллу. Несмотря на заявленное безумие, Макс выглядит явно адекватнее и человечнее многих злодеев. Хотя, как показывает сюжет, даже некоторые слетевшие с катушек фанатики при определенной доле человеческого отношения способны измениться.

Назвать Макса можно титульным героем, но никак не главным – в этом одна из неожиданностей нового фильма. Наравне с ним в повествовании присутствует боевая дама Фуриоса (Шарлиз Терон), которая и в горящую избу войдет, и железного коня на скаку остановит. Она решила восстать против тирании Бессмертного Джо и увезти от него подальше его наложниц-жен, которыми он безмерно дорожит. Неожиданно спасшийся из плена Макс поневоле становится ее спутником, и Дорогу ярости им предстоит пройти вместе. Диктатор своего просто так не отдаст и отправится вслед за ними со своей армией на боевых машинах.
Эта погоня и займет действие всего фильма: гонка на выживание между убегающими и преследователями растянется почти на два часа, прерываясь только изредка и для того, чтобы зритель не лопнул от избытка адреналинового безумия. Здесь нет такого надоевшего и бездушного хромакея, нарисованных эффектов – почти все действительно снято вживую. Это пыльное и ржавое роуд-муви, наполненное до краев взрывами, выстрелами и скрежетом металла, вряд ли оставит зрителя равнодушным.
Даже если отбросить внешнюю оболочку, которая на голову выше любого современного блокбастера, то внутри мы обнаружим действительно хорошую начинку. Можно порассуждать о месте феминизма в фильме, ведь оказывается, что почти все негодяи здесь мужского пола, а настоящие люди — униженные и оскорбленные, но отнюдь не слабые женщины.

В таком случае мы получим гимн женской выносливости и силе. Можно задуматься и об экологической теме, которая так интересует режиссера, – за весь фильм появляется одно лишь только голое и высохшее дерево, а вполне типичный представитель нового мира не может вспомнить названия «этой штуки». Можно прочесть это как пророчество и задуматься о природе человека, который даже после наступившего конца света готов грызть другим глотки ради власти и собственного величия.
Все эти легко считываемые подтексты абсолютно не мешают насладиться прекрасной визуальной стороной этого масштабного и громкого киноаттракциона. «Дорога ярости» достойно продолжает серию фильмов о Безумном Максе, и, будем надеяться, не завершает ее. У Джорджа Миллера припасено еще несколько историй о будущем человечества, которые он готов нам поведать. Услышать их будет безумно интересно.