Можно понять критиков, буквально расцеловавших новую часть франшизы о Безумном Максе, даже так — нельзя их не понять. В XXI веке блокбастеры выходят часто, по несколько штук в год: студии без стыда, совести и даже вкуса куют очередные фильмы о супергероях, огромных роботах и парнях с крутыми пушками. На этом фоне «Дорога ярости» определенно стоит особняком, хотя бы из взрослого и брутального рейтинга «R», а не детского «PG-13». Кто сказал, что фильм, рассчитанный на широкую аудиторию, должен быть беззубым и смешным? Новый «Макс» не рак на безрыбье, а огромная хищная акула.

 

«Безумный Макс. Дорога ярости» Реж. 2015 «Безумный Макс. Дорога ярости» Реж. Джордж Миллер. 2015

 

«Дорога ярости» — четвертая лента о Максе Рокатански, бесстрашном и немногословном бродяге в постапокалиптической пустыне. Четвертая по очереди, но не по внутренней хронологии — действие нового фильма разворачивается аккурат между первой и второй частью. Но и эти привязки условны. Оригинальная трилогия о Максе, снятая новичком Джорджем Миллером, дала толчок австралийскому кино, вывела в свет молодого актера Мэла Гибсона и сделала модным постапокалипсис. Спустя тридцать лет после третьего фильма («Под куполом грома») Джордж Миллер возвращается с новой историей о безрадостном мире будущего. На этот раз в главной роли – талантливый британский актер Том Харди, подхвативший знамя уже постаревшего для этой роли Гибсона.

После очередной мировой войны и экологического кризиса человечество находится в полном упадке. Цивилизованное общество кануло в лету, мораль и христианские ценности навеки погребены под песком. Повсюду бесконечная пустыня, одной из немногих ходовых валют является топливо для машин, на которых разъезжают властители дивного нового мира — разного рода отморозки, убийцы, одетые в кожаные садо-мазо костюмы, и просто безумцы. Их главной силой помимо различного оружия являются машины, самые разные транспортные средства — от простых мотоциклов до монструозных трейлеров.

 

«Безумный Макс. Дорога ярости» Реж. Джордж Миллер. 2015 «Безумный Макс. Дорога ярости» Реж. Джордж Миллер. 2015

 

Макс Рокатански предстает бывшим полицейским, который потерял жену и дочь и пытается как-то существовать в кислотно-желтой песчаной антиутопии. Реплик у него немного, в голове – кошмары с участием погибшей дочери, в глазах – почти звериная тоска и отчужденность. Быть сильным и независимым одиноким скитальцем у Макса получается так себе – его ловят подручные местного диктатора Бессмертного Джо, и он становится пленником местного изуверского режима.

 

«Безумный Макс. Дорога ярости» Реж. Джордж Миллер. 2015 «Безумный Макс. Дорога ярости» Реж. Джордж Миллер. 2015

 

Мир будущего – насилия и грохота моторов – прописан режиссером с любовью и некоторым опасением. В главном злодее – Бессмертном Джо – мы можем увидеть любую персонифицированную автократическую власть, построенную на унижении человеческого достоинства и собственном обожествлении, его армия неадекватных приспешников готова отдать за него жизнь, чтобы попасть в Валгаллу. Несмотря на заявленное безумие, Макс выглядит явно адекватнее и человечнее многих злодеев. Хотя, как показывает сюжет, даже некоторые слетевшие с катушек фанатики при определенной доле человеческого отношения способны измениться.

 

«Безумный Макс. Дорога ярости» Реж. Джордж Миллер. 2015 «Безумный Макс. Дорога ярости» Реж. Джордж Миллер. 2015

Назвать Макса можно титульным героем, но никак не главным – в этом одна из неожиданностей нового фильма. Наравне с ним в повествовании присутствует боевая дама Фуриоса (Шарлиз Терон), которая и в горящую избу войдет, и железного коня на скаку остановит. Она решила восстать против тирании Бессмертного Джо и увезти от него подальше его наложниц-жен, которыми он безмерно дорожит. Неожиданно спасшийся из плена Макс поневоле становится ее спутником, и Дорогу ярости им предстоит пройти вместе. Диктатор своего просто так не отдаст и отправится вслед за ними со своей армией на боевых машинах.

Эта погоня и займет действие всего фильма: гонка на выживание между убегающими и преследователями растянется почти на два часа, прерываясь только изредка и для того, чтобы зритель не лопнул от избытка адреналинового безумия. Здесь нет такого надоевшего и бездушного хромакея, нарисованных эффектов – почти все действительно снято вживую. Это пыльное и ржавое роуд-муви, наполненное до краев взрывами, выстрелами и скрежетом металла, вряд ли оставит зрителя равнодушным.

Даже если отбросить внешнюю оболочку, которая на голову выше любого современного блокбастера, то внутри мы обнаружим действительно хорошую начинку. Можно порассуждать о месте феминизма в фильме, ведь оказывается, что почти все негодяи здесь мужского пола, а настоящие люди — униженные и оскорбленные, но отнюдь не слабые женщины.

 

kinopoisk.ru «Безумный Макс. Дорога ярости» Реж. Джордж Миллер. 2015

 

В таком случае мы получим гимн женской выносливости и силе. Можно задуматься и об экологической теме, которая так интересует режиссера, – за весь фильм появляется одно лишь только голое и высохшее дерево, а вполне типичный представитель нового мира не может вспомнить названия «этой штуки». Можно прочесть это как пророчество и задуматься о природе человека, который даже после наступившего конца света готов грызть другим глотки ради власти и собственного величия.

Все эти легко считываемые подтексты абсолютно не мешают насладиться прекрасной визуальной стороной этого масштабного и громкого киноаттракциона. «Дорога ярости» достойно продолжает серию фильмов о Безумном Максе, и, будем надеяться, не завершает ее. У Джорджа Миллера припасено еще несколько историй о будущем человечества, которые он готов нам поведать. Услышать их будет безумно интересно.