ART1 запускает серию текстов о молодых художниках Санкт-Петербурга. Первый выбор пал на Асю Маракулину - участницу нескольких коллективных и персональных выставок, одна из которых, «ONCE UPON A MAP», прошла в 2014 году в Петропавловской крепости в Фонде «ПРО АРТЕ» и впервые представила зрителю произведения-карты, которые стали визитной карточкой художницы.

fc

Ася родилась в 1988 году в Перми, и первый мощный творческий заряд получила в художественной студии, после которой продолжила обучение в Пермском профессиональном лицее № 1 по специальности художник компьютерной графики, однако дизайнером Ася хотела стать недолго, это образование ей было необходимо, скорее, ради навыка и подготовки к поступлению в ВУЗ. Так как в Перми не очень много мест, где можно было продолжать учебу, Ася решила ехать в Петербург. Дальше был длительный и мучительный этап определения со специальностью и поступления. Ася дважды пыталась поступить в Художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица на факультет монументальной живописи, но вскоре осознала, что это не совсем ее направление. Рисование гипсовых голов на подготовительных курсах ее отпугнуло. В итоге Ася поступила на факультете искусств Санкт-Петербургского государственного университета, специальность - художник мультипликационного фильма. Ее дипломная работа - создание эскизов к анимационному фильму по мотивам романаЕвгения Замятина «Мы». По сути, это разработка художественного образа всего фильма, от персонажей до конкретных кадров. Это и оказалось привлекательным для Ася в специальности - работа не над сценарием, а над художественной частью фильма.

Процесс работы над дипломным проектом. Эскизы к мультипликационному фильму по мотивам произведения Е. Замятина «Мы» Процесс работы над дипломным проектом. Эскизы к мультипликационному фильму по мотивам произведения Е. Замятина «Мы»

Асю интересовали новые формы искусства (медиа, интернет-арт), и тогда она обратила внимание на фонд Про Арте, деятельность которого связана с продвижением современного искусства. При фонде существует Школа молодого художника, где студенты не только слушают лекции, но и создают собственные проекты, участвуют в выставках и посещают важнейшие мероприятия в области современного искусства в России и за рубежом. Про Арте — одно из немногих мест в стране, где можно поучиться молодому художнику, который ищет себя в необъятном пространстве новых форм и направлений. В 2015 году Ася одновременно заканчивает обучение в СПбГУ и Про Арте.

 Известность Асе принесли ее живописные и медиа-работы, главная тема которых – карты. Эта тема интересовала художницу с детства, она рассказывает, как часами сидела над атласами и обводила контурные карты, это были своеобразные первые путешествия. Ее работам свойственна процессуальность, это не статичная фиксация плана местности, но разворачивающееся во времени действо, которое может продолжаться бесконечно. Карты - сквозной вектор в творчестве Аси, то всплывают, то исчезают, но в последнее время она много работает с этой темой - ее можно развивать долго и с большим интересом. Все началось с городского пейзажа, акварельные зарисовки городских улиц, трамвайных остановок, набережных. Позже – цикл работ «Происшествия» и рассыпанные в пространстве человечки.

 

Работа с выставки «My Own Private Routes», выставочное пространство «Совместное существование», Санкт-Петербург Работа с выставки «My Own Private Routes», выставочное пространство «Совместное существование», Санкт-Петербург

Цикл «Происшествия» 2014. Выставка «Последние открытия», ЦСИ «Сокол», Москва Цикл «Происшествия» 2014. Выставка «Последние открытия», ЦСИ «Сокол», Москва

Суть фотографии - схватить миг, но в реальном мире статики нет, один момент перетекает в другой, и то, что было вчера, завтра может перестать существовать, и даже то, что кажется вечным, рано или поздно, изменяется или исчезает. Так, города на картах Аси, то растут на глазах, заполняя большую территорию, то стираются с лица земли растекшейся лавой вулкана, который казался безобидной горой. Все это в спокойном медитативном ритме. Одна из таких медиа-работ демонстрировалась в Новом музее, и посетители, решившие «пробежать» экспозицию, просто не замечали, что работа не статична, но заметив малейшую перемену, оторваться от просмотра уже не могли. Этот неспешный ритм, захватывает внимание зрителя полностью погружая в процесс созерцания. Все что мы можем уловить с помощью рисунка - это фрагмент времени и места, но уследить за всеми процессами, происходящими одновременно невозможно. Показать текучесть, изменчивость и постоянное движение возможно лишь с помощью анимации, это своего рода визуализации идеи Гераклита о том, что все в мире непрерывно течет и изменяется.

«2015_04_12_00371», выставка «Звездный городок», Новый музей, Санкт-Петербург «2015_04_12_00371», выставка «Звездный городок», Новый музей, Санкт-Петербург

Анимация с выставки «Звездный городок» (кадры), Новый музей, Санкт-Петербург Анимация с выставки «Звездный городок» (кадры), Новый музей, Санкт-Петербург

 

В картах Аси сплавляются выдуманные и реальные места, ей интересно проследить рисунок расползания городов, понять процесс общечеловеческого строительства. Одна из задача ее дипломной работы - нарисовать пейзаж, где не было человека больше сотни лет - то самое пространство за Стеной. Художница отмечает, что представить пейзаж без человека очень сложно - сейчас близ городов почти не осталось неструктурированных участков.

В какой-то степени эта воображаемая картография отражает и отношение к творчеству как постоянному процессу поиска собственных координат. Асю интересует не достижение некой цели, а процесс, движение. Картина, которую невозможно закончить. Искусство для нее - некий способ разговора, то, с помощью чего она может рассуждать о явлениях, суть которых не просто вербализировать.

 

«ONCE UPON A MAP» «ONCE UPON A MAP»