"Под электрическими облаками" Алексея Германа младшего, получивший еще в феврале Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале за операторскую работу, только летом добрался до российского проката. Фильм выглядит пугающим пророчеством режиссера, верить в которое не хочется, но приходится. Однако на общем фоне российского беспросветного артхауса это кино еще оставляет шанс на утешение.

UEC_poster

"Под электрическими облаками" - альманах из семи рассказов, где главными героями классически становятся "лишние люди". Среди них гастарбайтер с испорченным магнитофоном, растерявшиеся молодые наследники огромного состояния, неудавшийся кандидат наук, вынужденный работать экскурсоводом, юрист, мучимый сновидениями из прошлого, героиновые наркоманы и архитектор невероятно модный, но бессмысленный. В предапокалиптической обстановке 2017 года всех их в той или иной мере объединяет недостроенный дом. Бездействующей вавилонской молекулой ДНК его силуэт просачивается сквозь густой туман и холод того времени. Времени, когда люди живут в ожидании большой войны.

Герман начал снимать фильм еще пять лет назад. Его действие разворачивается в нашем недалеком будущем. И от этого несколько пророческого предчувствия очередной исторической катастрофы становится как-то не по себе. Хотя, как говорит сам рассказчик, несмотря на ход времени и опыт истории, мы сами не замечаем, как пристают к нам истлевшие сюртуки предшествующих поколений.

maxresdefault

Чулпан Хаматова в роли подростка-наркомана

Уже не в первый раз режиссер исследует в своих фильмах историю России, пытаясь отгадать коды, из-за которых мы каждый раз встаем на одни и те же грабли. Что-то похожее уже было в его "Бумажном солдате". От этого и "Под электрическими облаками", и "Бумажный солдат" кажутся неразрывно связанными не только актерским составом. Сталкивая эпохи, Герман старается высечь хоть какую-то искру, чтобы разрядить наэлектризованную обстановку.

В итоге мир лишь сжимается до недоконченной стройки, которая связала всех этих лишних людей. Они сами обмельчали или понимают, что обстоятельства заставили их обмельчать. Ожидание войны на мировом уровне перерастает в настоящую войну внутри каждого героя с самим с собой, с собственными воспоминаниями, иллюзиями и снами. И если в 91-м человек бросается под танк во время путча за идею в масштабах страны, то в 2017-м ему приходится вставать на пути у бульдозера, который приехал сравнять с землей исторический музей просто потому, что на его месте будет новый жилой дом. Герман будто констатирует: переоценка ценностей происходит отнюдь не нам на пользу.

Ценными в фильме оказываются именно отброшенные люди. Им тяжелее остальных, но при этом они сохраняют достоинство, в их жизни остались принципы, они не прогибаются под продажную систему и не теряют надежды. Время не стоит на месте, и что бы мы ни делали, оно все расставит по своим местам. И важно лишь, останешься ли ты человеком, когда эти электрические облака наконец разверзнутся.

xw_1056909

Новый фильм Алексея Германа младшего - произведение не столько даже кинематографического, сколько литературного искусства, транслируемого на экран. Он полон красивых декаданс-кадров и слишком выверенных, книжных диалогов. Это такой несколько футуристичный "На дне" Горького, но с хэппи-эндом, если такое вообще применимо к российскому авторскому кино. Оттого-то, наверно, так натужно смотрится концовка фильма.

"Под электрическими облаками" - это такой русский человек, которого очень легко идентифицировать в толпе за границей. У него обеспокоенный взгляд и болит душа за Родину. Его мучают ностальгия по прошлому и недовольство нынешним поколением. Он будет ругать все подряд, но всегда подытожит: "Все будет хорошо". Да хоть бы и так. Лишь бы человек был хороший, да войны не было.