Свой репортаж  с открывшегося в эту субботу парка антиаттракционов «Dismaland», над которым несколько месяцев работал Бэнкси, The Guardian начинает с фразы «This place is unreal». Но просмотрев фотографии с мест событий, невольно хочется заменить ее на «Добро пожаловать в Россию».

6661

«Dismaland» (от dismal - «мрачный») - антагонист известной мировой франшизы Диснейленда с его игрушечными замками, разноцветными аттракционами и счастливыми детьми, которым удалось выпросить у родителей билет в один из самых сказочных уголков на земле. Это самое крупное творение Бэнкси было построено за несколько месяцев на месте некогда гламурного бассейна курорта Уэстон-Сьюпер-Мэр. В 1937 году здесь построили самую высокую вышку в Европе, которую, правда, снесли в 80-х и заменили горками аквапарка «Тропикана». С 2000-х место было благополучно заброшено. За пустырь взялся только Бэнкси. Облагородил он его, конечно, по-своему.

157_001

Бассейн Уэстон-Сьюпер-Мэра в 40-х

15eeb7a768c36721d0b1272017a7c2aa

Бассейн Уэстон-Сьюпер-Мэра в 90-х

pano-1

Бассейн Уэстон-Сьюпер-Мэра по версии Бэнкси

На протяжении всех месяцев, что возводился Дисмаленд, Бэнкси снова удалось нигде не засветиться. При этом над проектом работало еще порядка 50 художников, в числе которых Дэмиен Херст, Билл Бармински, Espo, Дженни Хольцер и таксидермист Полли Морган. С ними связь держалась исключительно через Facebook. Но, положа руку на сердце, Бэнкси мог бы избежать и мук конспирации, и громких имен. Жути для Дисмаленда можно было набрать прямо из российской действительности.

При всем внешнем антисходстве с парком Диснея и несмотря на чисто английские моменты вроде разбившейся в тыквенной карете Золушки а ля принцессы Дианы, которую фотографируют папарацци, или переполненной лодки в Ла-Манше с утонувшими нелегалами, от Дисмаленда пахнет русским духом. И то, что для британцев депрессия, фантазия анархиста, апокалипсис и декаданс, для россиян - привычные инсталляции в реальности.

На входе в Дисмаленд посетителей встречают рамки металлодетекторов из картона и ненастоящие охранники в картонных же фуражках. Что-то подобное чувствуешь, когда проходишь через уже настоящие рамки на российском вокзале, которые, как и настоящие же полицейские, зачастую стоят там для галочки.

3616

Заброшенный замок Золушки, завернутый в порванный строительный полиэтилен и поросший травой даже на крыше, - довольно частая картина в Петербурге. Колесо обозрения, подъеденное ржавчиной, есть, наверное, в каждом третьем парке аттракционов за пределами МКАД. Побитая будто бы телевизионными помехами русалочка Ариель есть в каждой семье, которой не хватает денег на нормальный телевизор и антенну.

disma-9

К слову, все эти скульптуры вроде выпрыгивающей из унитаза касатки, легко можно было бы заменить садовыми самоделками с российских клумб. В лебеде из покрышки или в гномике из пластиковых бутылок явно больше крипоты и безысходности, чем в инсталляции с напавшими на женщину чайками. Привет на родину из Дисмаленда 25 сентября передадут даже Pussy Riot, которые устроят здесь концерт вместе с Massive Attack.

whale-new

disma-2

Отдельного внимания заслуживает набранный в Дисмаленд обслуживающий персонал. Все британские СМИ в один голос восторгаются отличной актерской игрой: «Они не улыбаются! На ваш вопрос они просто недовольно пробубнят что-нибудь себе под нос!» Да у нас вся страна отличных актеров, ребята, приезжайте!

При всем при этом очереди в Дисмаленд, как в первый московский Макдональдс. Билеты можно достать с трудом - ведь парк просуществует всего пять недель.

2518

Для британцев это экзотика, для нас - повседневность. Они делают счастливые селфи на фоне арт-объектов и поддакивают очередному морализаторскому посылу Бэнкси о консьюмеризме, этических нормах и тому подобном. Но если у британцев этот проект художника вызывает кривые улыбки, то у нас - знакомый горький осадочек.

Фото: theguardian.com, thisiscolossal.com, nytimes.com, cnn.com, timer-odessa.net