ART1 побывал на лекции одного из самых успешных современных дизайнеров Финляндии Тапио Анттила. Он рассказал, как объединить дизайн и бизнес, как заставить творчество приносить деньги и пользу человечеству и как фильмы ужасов вдохновили его на создание собственного бренда.

Выпускник хельсинкского университета дизайна и архитектуры Тапио Анттила позиционирует себя как дизайнера-фрилансера. В то же время, находясь в этом статусе, он умудрился открыть две компании, собственно, Tapio Anttila и позже Nordic Hysteria.

Первая, по сути, является концерном. Под своим именем Анттила объединил несколько финских производителей. С одной стороны, он дал им новую жизнь у себя под крылом, с другой, не скрывая имен самих брендов, вошедших в компанию, разрекламировал. Вместе с ними Анттила выпускает совместные коллекции, следя за гармоничностью их сочетания и за тем, чтобы они не противоречили философии функционального дизайна, которой придерживается сам основатель. Успех этой затеи, подтвержденный многочисленными премиями вроде Good Design и Interior Innovation Award, подтолкнул Тапио на создание полностью самостоятельного дизайн-бюро с вызывающим названием Nordic Hysteria.

В итоге опыт этого финского дизайнера оказывается, действительно, уникальным в плане построения бизнеса на дизайне. Он знает, что такое фриланс, что значит создавать компанию с нуля и что такое работа в копродукции. Вот несколько правил, по версии Тапио Анттила, которые помогут открыть дизайнерское дело и сделать его успешным.

Для начинающих

Важное качество, которым должен обладать каждый, кто решится сделать бизнес на дизайне, является, по мнению Тапио, терпение. "Будьте готовы, что вам придется пробивать себе дорогу к успеху методом проб и ошибок в течение 5-10 лет", - предупреждает он. Если вы начинающий дизайнер и хотите предложить что-то большой компании, вам нужно найти нишу, которая ею еще не занята и сделать что-то для нее в стилистике этой компании. Придумывайте что-то, от чего нельзя отказаться. Никогда не создавайте для себя, всегда думайте о других.

Что производить?

Именно этот вопрос должен задать себе каждый, кто решит начать зарабатывать на дизайне (в случае с Тапио - на дизайне мебели). Он не такой простой, как кажется. Надо признаться себе, что сегодня рынок переполнен абсолютно всем. Чтобы понять, что действительно будет пользоваться спросом, Анттила советует сходить на выставку дизайна. "Не смотрите на то, что там представлено. Смотрите на то, чего там нет", - говорит он. Это и есть ответ на вопрос "чем я буду отличаться от других?". Потребители любят красоту, но еще больше они любят функциональность. По мнению дизайнера, любой предмет, который вы придумали, должен решать какую-то реальную проблему.

Вот пример из практики самого Тапио. Светильник Tip, разработанный им, решает проблему большинства объемных абажуров. В отличие от них Tip настолько тонкий, что даже если его повесить над столом на уровне глаз, он не загораживает обзор комнаты.

Другой пример - его диван On Sofa Bed. Он призван решить проблему гостей, которые остаются у вас ночевать, но, допустим, не являются парой, и укладывать их вместе на раскладной диван не комильфо.

On Sofa Bed - это на самом деле две отдельные кровати, которые собираются в один диван. Его хитрость еще в том, что постельное белье, которое, кстати, тоже обычно проблематично куда-то убрать, складывается в подушки на спинках дивана.

Успех этих предметов Анттила исчисляет фурами, которые он недавно отправил в США, что для финского дизайна - на самом деле достижение.

Концепт

Не так важно, с чего вы начнете разрабатывать свой бренд: с названия, слогана или вообще позиционирования. И то, и другое, и третье может послужить отправной точкой для разработки остальных составляющих. Сам Тапио говорит, что на создание Nordic Hysteria его вдохновил финский фильм ужасов 1952 года "Белый олень". Его идея заключалась в том, чтобы создать бренд, который бы с юмором показал мрачную сторону Финляндии. Ведь большинство привыкло представлять ее прилизанной и даже сказочной. На контрасте было придумано и название Nordic Hysteria. А слоганом стали опять же финские жуткие пословицы и поговорки вроде "работает, как туалет в поезде" или "сказала бабушка "вперед!" и наступила на снег", которые Анттила печатает для клиентов на обратной стороне обертки.

"Не бойтесь дурачиться, это неотъемлемая часть творчества!" - призывает дизайнер.

К концепту, возможно, следует отнести и материалы, которые вы используете в производстве. Анттила специализируется на финской березе. Она экологична, прочна и красива. Трудность с этой древесиной была только в том, что она плохо гнется. Но и тут сложность в итоге стала преимуществом. Анттила разработал уникальную технологию, которая позволяет делать из березы самые смелые загогулины (на фотографии - настольные лампы).

Как продавать?

В самом начале лекции дизайнер показал фотографию рулона из зеленых купюр и заявил: "Это основа всего", - но сразу же оговорился, что между творчеством и коммерцией необходимо соблюдать баланс. Если создавать вещи только ради денег, то успеха не получится. Тапио припомнил историю с Nokia. Первоначальной идеей этого бренда было: "создать самый лучший телефон в мире". И он был успешен до тех пор, пока движущей силой не стала мысль "заработать много денег". К чему это привело - всем известно.

Что до самих продаж, то Анттила считает, что сегодня продавать стало гораздо легче. Все благодаря интернету. В первую очередь необходимо создать и раскрутить свой сайт с возможностью продавать прямо с него. Это самый эффективный канал сбыта. Сделайте так, чтобы вас заметили в международных блогах и на выставках, и тогда покупатели сами приходят к вам. А дальше уже дело за малым.

 

Изображения: businesspresser.fi, nordichysteria.fi, tapioanttila.com