В рамках проекта «Кинопроза», организованного журналом «Сеанс», недавно состоялся предпремьерный показ фильма Алексея Федорченко «Ангелы революции». ART1 оказался в числе тех, кому довелось увидеть его первым.

 В основе сюжета лежит утопическая идея: советские активисты в пыльных шлемах и с горящими взорами отправляются в Казым, чтобы обратить местных в свою веру. «Я давно отошла от дел», — интонацией обреченного на подвиг персонажа блокбастера бросает Полина-Революция, героиня Дарьи Екамасовой, и отправляется в путь. К ней присоединяются еще трое бравых бойцов за знамя. Местные настороженно вглядываются и сравнивают демонстрируемые им в целях просвещения супрематические фигуры с фигурами своих жен. Миссия невыполнима.

Режиссеру Алексею Федорченко не впервой ступать на безграничное и притягательное, как лунная поверхность, поле русской утопии. Свой первый шаг в этом направлении он сделал в 2005 году, сняв прогремевший в России (насколько это вообще возможно в случае с российским артхаусом) и отмеченный в Венеции мокьюментари «Первые на Луне» — о тайном плане Сталина по освоению космоса. Следующие шаги становились все увереннее, а путь — все севернее. Объединив усилия с писателем Денисом Осокиным, Федорченко сделал несколько фильмов о жизни малых народов Поморья, демонстрируя, возможно, идеальное воплощение прозы Осокина.

И «Овсянки», и «Небесные жены луговых мари» обладали точностью в деталях, широтой повествования-эпоса и всей той безграничной и нежной тоской по общему детству всех людей, которые легко считываются с экрана и в новом фильме Алексея Федорченко. В «Ангелах революции» фантазия о практически фольклорном быте становится чем-то большим, уплотняется за счет сравнения с фантазией другой — революционной.

Романтизм революции разворачивается в фильме во всей своей уверенности, во всем неофитском сумасбродстве. Здесь церковь с легкой руки активиста превращается в крематорий (предстающий не иначе как новый храм). «Первый революционер» Иуда Искариот высится памятником на центральной площади. Воздушный шар сделан из звериных шкур и носит название «Наркомнебо», а в одной из сцен герои объясняются путем игры на терменвоксе — сугубо советском изобретении.

Одной утопии вторит и в то же время противоречит другая - с природой, богинями и знахарством. Уходящая в небытие малая цивилизация сопротивляется что есть сил, взывая к помощи Большого Другого. Тот, в свою очередь, выслушает, рассудит и поставит их и соперников перед зеркалами. А в зеркалах — не монолиты нового режима и не романтизм грядущей эпохи, а природа, вечная в своей непорочности, которая тем не менее — не простит.

Фильм выйдет в российский прокат 5 ноября.

Изображения: 29f.org