Когда речь заходит о Pink Floyd, на ум сразу приходят наиболее коммерчески успешные и массовые альбомы группы – «The Dark Side of the Moon», «Wish You Were Here» и «The Wall». Но сегодня мы погрузимся в психодельный омут дебютного альбома британцев – «The Piper at the Gates of Dawn» 1967 года.

Источник: twitter.com/ClassicVinylLP

 

В то время как уже всемирно известные и очень богатые The Beatles записывали в комнате №2 студии Abbey Roads альбом «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», в соседней комнатушке (№3) засели никому не известные и вовсе небогатые парни. Парни назывались Pink Floyd, и дело было в далеком 1967 году. В комнате №2 Джон Леннон благодаря детищу Альберта Хофмана узрел «Люси в небесах», да еще и с алмазами, но молодая соседская четверка в составе Сида Барретта, Роджера Уотерса, Ричарда Райта и Ника Мейсона смогла подняться еще выше небес – в глубины космоса. Парни записывали «The Piper at the Gates of Dawn», которому суждено стать классикой психоделического рока.

Незадолго до событий в Abbey Roads, Pink Floyd выпустили первый сингл – «Arnold Layne». Песня повествует об Арнольде Лэйне – трансвестите, который очень любит при свете Луны чинить беззаконие, а именно совершать хищения женского белья с веревок, а затем наряжаться перед зеркалом в похищенное. Смело для дебютного сингла, не правда ли? Начальный чес и манеру исполнения позже, намного позже, скопирует 101 из 100 поп-панк групп. Композиция не вошла в дебютный альбом, несмотря на то, что почти сразу оказалась на 20-м месте британского чарта.

Pink Floyd выпустили 15 разноплановых альбомов, но «The Piper at the Gates of Dawn» резко выделяется из этого ряда. И дело даже не в «феномене дебютного альбома». В 1967 году в строю Сид Барретт, еще не окончательно «поехавший», полный сил и творческих амбиций, исполняет ведущие партии вокала во всех композициях. Песни коротки (относительно последующего творчества Pink Floyd), не столь пафосно-величественны, не концептуальны. Упор сделан на чувственное, психическое восприятие. Альбом «грязен» (опять же, по сравнению с последующими), но меж тем «мягок». Сиду Барретту принадлежит авторство большинства песен альбома. Затем, через год, Сид начнет сходить с ума, будет изгнан из группы, и превратится в загадочного отшельника. Но это уже другая история.

Затейливая лирика Баррета повествует о космических объектах, велосипедах, сиамских котах, гномах, сказках, пугалах и китайской философии. Его экспериментальная игра на гитаре повлияет позже на множество исполнителей. Барретт исследовал эффекты диссонанса и фидбэка, экспериментировал с лентами. Клавишные Ричарда Райта уносят слушателей в глубины космоса, затем погружают в экзистенциальные пучины. Музыканты передают собственный психоделический опыт, и, судя по всему, они обошлись без «бэд трипов» – альбом звучит мягко, правдиво, искренне и успокаивающе. Нет надрывного и искусственного психоделического пафоса некоторых групп того времени. Константин Станиславский, не задумываясь, воскликнул бы: «Верю!».

Главный эксперт в языках мира, всезнающий google-переводчик, дает такой перевод на русский язык названия альбома – «Пайпер в ворота Зари». Но шутки в сторону. Чаще всего название переводят как «Свирель у порога зари» или «Волынщик у ворот зари» – заглавие седьмой главы сказки Кеннета Грэма «Ветер в ивах».

Релиз альбома состоялся 5 августа 1967 года. В британское издание вошло одиннадцать песен, в американское – девять. Альбом поднялся на 6-ю строчку в UK Album Chart. Критики встретили дебютный альбом положительно. Годы спустя работу назовут ярчайшим примером психоделического рока 60-х. Уже в 1967 году издания Record Music и NME оценили альбом в четыре звезды из пяти возможных. Издание Cash Box назвало «The Piper at the Gates of Dawn» «изумительной коллекцией драйвовых, новаторский рок-экспериментов». Альбом высоко оценил и всемирно известный, и очень богатый Пол Маккартни. Журнал Q назвал альбом «необходимым». Digital Dream Door поместило дебютник Pink Floyd на второе место в списке «ста лучших психоделических альбомов».

В 2007 году вышло трехдисковое переиздание альбома. Первый диск содержит моно-версию альбома, второй – стерео-версию, третий – композиции, записанные в Abbey Road Studios, и не вошедшие в «The Piper at the Gates of Dawn».

 

Список композиций британского издания

Первая сторона:

  1. Astronomy Domine
  2. Lucifer Sam
  3. Matilda Mother
  4. Flaming
  5. Pow R. Toc H
  6. Take Up Thy Stethoscope and Walk

 

Вторая сторона:

  1. Interstellar Overdrive
  2. The Gnome
  3. Chapter 24
  4. The Scarecrow
  5. Bike

 

Сид Баррет – вокал, гитара.

Роджер Уотерс – бас, вокал.

Ричард Райт – клавиши, орган, вокал.

Ник Мейсон – ударные.

 

Записан: февраль – июнь 1967 года.

Дата выпуска: 5 августа 1967 года.

Жанры: психоделический рок, прог-рок, спейс-рок.

Продюсер: Норман Смит.

Лейблы: Columbia/EMI.