«Художник мог добиться эффекта светотени только с использованием проекции», – считают исследователи.

Википедия.

 

Рембрандт использовал различные современные оптические приемы. К такому выводу пришел художник Фрэнсис О’Нил, опубликовавший результаты своего исследования в журнале Optics.

По мнению О’Нила, при написании автопортретов прославленный голландец пользовался сложной комбинацией зеркал, создававших отраженное изображение, которое он затем обводил. Кроме того, художник мог добиться эффекта светотени только с использованием проекции.

Используя наработки XVI века О’Нил смастерил системы, которыми могли пользоваться художники эпохи Возрождения. В состав систем вошли несколько линз, а также плоские и вогнутые зеркала.   

Впервые такую гипотезу выдвинули физик Чарльз Фалько и художник Дэвид Хокни в 2000-м году. Исследователи полагают, что живописцы начала эпохи Возрождения использовали такие инструменты как камера-обскура, сферические зеркала и камера-люцида. Фалько и Хокни считают, что использование оптических систем объясняет, почему на поздних автопортретах Рембрандта его голова кажется непропорционально большой.