ART1 вспоминает «Нострадамуса музыкальной индустрии» Джона Пила, которому сегодня исполнилось бы 77 лет. Мы публикуем некоторые из многочисленных Peel Sessions.

twitter.com/Terry_ONeill

 

Джон Пил сделал для музыкальной индустрии не меньше, чем Иисус для христианства. Но только между уроженцами Хесуолла и Вифлеема есть существенная разница – у Джона Пила был дар предвидения. Ну, или машина времени. Иначе как можно объяснить то феноменальное количество групп, ставших впоследствии звездами мировой величины, которых Джон буквально тащил с улицы в свою студию? На протяжении десятилетий Пил улавливал, находил и давал жизнь многим интересным и противоречивым музыкальным течениям, которые «выплывали» лишь благодаря Пилу, несмотря на вердикт «не годен» со стороны музыкальной общественности.

Джона Пила почитают как любители андерграунда, так и мейнстрима. В один день Джон мог записывать Дэвида Боуи, Ника Кейва, Джо Кокера, Nirvana, White Stripes и Элтона Джона, в другой – Agathocles, Carcass, Bong-Ra, Crass, Extreme Noise Terror и Doom. Пил умел находить актуальные и интересные музыкальные течения на протяжении всей карьеры.

В 60-е годы, несмотря на косые взгляды руководства BBC, он ставил в эфир психодел, прогрессив-рок и фолк – с его подачи обрели популярность Pink Floyd, Jethro Tull, Soft Machine, Doors, T.Rex, High Tide и Roxy Music. В Peel Sessions участвовали будущие мастодонты– Black Sabbath, Led Zeppelin, и Дэвид Боуи, который позже признался, что благодаря Пилу получил возможность «брать неверные ноты всю оставшуюся жизнь», ведь изначально BBC ответила отказом молодому музыканту.

В 70-е годы Пил унюхал приход панк-рока, первым поставив в эфир «Judy is a punk» Ramones. Ведущий активно поддерживал панк-музыку, заявив впоследствии о том, что панк-рок оказал на развитие британской культуры большее влияние, чем любой другой музыкальный жанр. Благодаря Пилу получили известность Buzzcocks, The Damned, Siouxsie and The Banshees, Crass. Именно Пил одним из первых понял истинную цену «Backstreet Boys от панк-рока» – группе Sex Pistols, по его словам бойз-бэнд Макларена был «сфабрикован подобно The Monkees».

В 80-е Джон ставил регги, даб (Bob Marley, Mad Professor, UB40), пост-панк (Bauhaus, Cure, Joy Division), вторую волну панк-рока (Die Toten Hosen), инди (Smiths), хард-рок и хэви-метал (Motorhead, Thin Lizzy) экстремальный метал (Bolt Thrower), первую электронную музыку (Laibach), первый гранж (Mudhoney). Именно Пил шокировал публику записями первых грайндкор групп и краста, допустив до Peel Sessions Napalm Death, Agathocles, Carcass и Extreme Noise Terror.

В 90-е и 2000-е Джон продолжает продвигать начинающие группы и музыкальные течения. Гостями студии Пила продолжают становиться как знаковые и известные музыканты, так и андерграундные исполнители. Пил ставит в эфир грандж, инди, альтернативу, популяризирует брейкор и другие экстремальные течение электронной музыки.

Джон Пил умер в 65 лет – 25 октября 2004 года во время отпуска в перуанском городе Куско. Сегодня Джону исполнилось бы 77 лет. Есть аксиомы – Земля круглая, вода мокрая, огонь горячий, президент Путин, Джона Пила должен любить каждый меломан, если не как родную мать, то хотя бы как бабушку. Без возражений.