«Зачем они заставляют зрителя поверить в историчность напридуманных ими душераздирающих сцен "любовного треугольника"?», – вопрошает епископ Тихон Шевкунов.

Youtube.com

 

Член президентского Совета по культуре и искусству епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) дал интервью «Российской газете», в которой называет фильм «Матильда», который еще никто не видел (премьера – 25 октября 2017 года), Алексея Учителя «клеветой». Картина посвящена отношениям балерины Матильды Кшесинской и молодого Николая II.

Публикуем выдержки речи епископа:

О мнениях историков:– Наследник и Матильда Кшесинская познакомились в 1890 году на выпуске балетного училища. Ему было чуть больше двадцати, ей 18. Девушка влюбляется в цесаревича, а он готов увлечься ею, хотя бы чтобы развеять печаль от категорического отказа отца: император Александр III запретил наследнику и думать о женитьбе на юной немецкой принцессе Аликс, которую Николай полюбил.

– В 1894 году все отношения между Николаем и Матильдой были прекращены. Навсегда. Хотя он по-прежнему относился к Кшесинской очень тепло. Они остались друзьями, и ни одна из сторон не делала трагедии из расставания. Договорились, что она будет называть его и на «ты», и Ники. Он всячески помогал ей, но они никогда больше не встречались наедине.

Об интерпретации Учителя:– Фильм Алексея Учителя претендует на историчность, а трейлер озаглавлен ни больше ни меньше как «Главный исторический блокбастер года». Но после его просмотра я, честно признаюсь, не могу понять: зачем авторы сделали это именно так? Зачем дотрагиваться до этой темы вот таким образом? Зачем они заставляют зрителя поверить в историчность напридуманных ими душераздирающих сцен «любовного треугольника», в которых Николай и до, и после женитьбы мелодраматически мечется между Матильдой и Александрой. Зачем императрица Александра Федоровна изображена демонической фурией, идущей с ножом (я не шучу!) на свою соперницу? Мстительная, завистливая Александра Федоровна, несчастная, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это – авторское видение? Нет – клевета на реальных людей. 

– Зачем, кому они хотят заморочить голову еще одним шедевральным слоганом: «Тайна дома Романовых»? Какая еще тайна? Об отношениях наследника и Кшесинской знал весь светский Петербург. Столетие крушения династии надо непременно встречать душераздирающей голливудской мелодрамой? И тут, кстати, любовный треугольник с откровенными сценами? При том, что немалая часть наших зрителей будет воспринимать фильм, выпущенный в год столетия революционных потрясений, как реальную историю России.

После возражения журналиста о наличии лишь трейлера фильма:– Но разве трейлер как авторская аннотация фильма не может насторожить любого человека, знакомого с русской историей? 

По мнению епископа, попытки запретить фильм – это «тупиковый путь» и Церковь не будет требовать запрета «Матильды»: – Уверен, что это абсолютно тупиковый и неверный путь. Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде – вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам.

Грядущая премьера «Матильды» вызвала споры в обществе – сперва активисты очередного «православного» движения назвали фильм «угрозой национальной безопасности» и попросили депутата Поклонскую «проверить фильм». Поклонская призналась, что фильм не видела, но запрос все равно направила, ведь «он содержит недостоверные, фальшивые сведения о нашем государе».

По мнению продюсера «Матильды» Достмана, «активисты придумывают проблемы на ровном месте», а Алексей Учитель назвал«все обвинения смехотворными», поскольку картину пока никто не видел, а также назвал противников фильма «липовыми общественниками». Режиссер опасается провокаций.