ART1 пообщался с создателем школы искусства и выяснил, кому и зачем идти учиться искусствам.

В Петербурге с 2016 года образовательную деятельность ведет школа Masters — частный проект в области искусства, который сочетает в себе лекции по истории изобразительного искусства, кино, литературе и декоративному искусству, посвященные актуальным событиям в культурной жизни. Обучение в Masters длится один год, после чего выпускники получают сертификаты о дополнительном образовании. ART1 пообщался с основателем школы Полиной Бондаревой и узнал, с какими сложностями пришлось столкнуться при открытии проекта и в чем состоит глобальное различие между подходом к обучению в российских и западных школах искусства.

 

Полина, ваше первое образование не связано с культурной сферой. Вы поступили на юриспруденцию целенаправленно, уже имея в планах открытие своего образовательного проекта о культуре Masters, или же тяга к искусству появилась в процессе обучения на юриста?

Так сложилось, что сначала я поступила на юридический факультет, а уже потом начала интересоваться искусством — посещала выставки художников в Европе, ездила на международные ярмарки и биеннале искусства. Позже у меня возникло желание получить образование в этой сфере.

С какими сложностями вы столкнулись во время открытия частного проекта Masters в нашей стране? Коснулись ли вас бюрократические проблемы?

Сейчас образовательных проектов становится все больше и больше, но школу Masters качественно отличает академический подход — к примеру, выпускники нашего годового курса по Истории Искусств получают официальный диплом о дополнительном образовании. Да, получение государственной образовательной лицензии и вправду требует много времени и тщательно проработанных программ. Но наша школа изначально создавалась с ориентиром на классические лекции по искусству, все курсы и программы мы разрабатываем самостоятельно с привлечением лучших специалистов в своей области, поэтому пока это не вызывает у нас больших затруднений.

Должна ли быть у человека, который приходит к вам на обучение, определенная база в области искусства? Или в Masters может прийти, скажем, далекий от живописи программист, не отличающий пейзаж Моне или Мане?

В Masters есть образовательные программы как для начинающих, так и для продвинутых слушателей. Мы составляем лекционную программу таким образом, чтобы прослушав один курс вам было интересно перейти на следующий уровень. Например, прослушав лекции по классическому искусству, можно изучать современное искусство, либо пойти на курс по литературе или истории музыки и кино. Нам важно постоянно расширять горизонты знаний как свои, так и своих студентов.

Я хочу пойти учиться именно в школу Masters, потому что… Каковы основные причины, «толчки», которые должны заставить человека подняться с места и захотеть изучать а) искусство в принципе и б) именно в вашей школе в частности?

Потому что я чувствую потребность в новых знаниях, в возможности самостоятельно анализировать и понимать искусство, театр, книги. Потому что хочу получать знания от ведущих специалистов и преподавателей в нашем городе. Потому что хочу иметь удобный график посещения занятий в школе с европейскими стандартами образования в кругу единомышленников.

Потому что я хочу не только посещать теоретические лекции, но и выставки, ездить в тематические путешествия, ходить на специальные мероприятия школы — театральные и кино премьеры, фестивали, я хочу на практике применять полученные знания.

На сегодняшний день, школа Masters — это единственный частный образовательный проект, который предлагает как академические курсы, так и практические мероприятия. Летом мы ездили с Дмитрием Озерковым в Кассель и Мюнстер, в сентябре были на ярмарке cosmoscow, сейчас едем на Венецианскую Биеннале с искусствоведом Алексеем Бойко, летом мы были на Зальцбургском фестивале с Гюлярой Садых-Заде, а зимой ездили смотреть фарфор в Данию. Это я не говорю о поездках во Францию, Италию и Германию по классическому искусству. Очень важно не просто прослушать лекции в аудиториях, но и начать применять полученные знания на практике — ездить, смотреть, анализировать. Это качественно меняет мироощущение!

Назовите основные отличия уроков в классической художественной школе или академии от занятий по курсу «История искусств» в вашей школе Masters. Они взаимоисключают друг друга, или же человеку, желающему получить полноценное образование, не обойтись без специализированного учреждения?

Программа «История искусств» длится один учебный год, включает в себя лекции об античном искусстве, искусстве Древнего Востока и Древней Руси. Курс читают преподаватели Академии Художеств, а вот курс по Западноевропейской живописи преподает профессор СПБГУ с факультета истории искусств. Какую бы государственную институцию вы бы не выбрали, прослушав эту программу у нас, вы получаете знания от лучших специалистов, но в более сжатые сроки, путем исключения непрофильных предметов. Преимуществом школы Masters является гибкая система обучения и отсутствие бюрократических издержек, которые скорее мешают получать знания, чем помогают. Большинству людей просто хочется послушать лекции на определенную тему и не терять время на неинтересные им предметы.

Еще одним преимуществом является то, что в Masters вы можете прослушать лекции преподавателей с разных факультетов — не только искусствоведческих, но смежных с ними — например, лекторы Филфака читают у нас историю литературы. Также мы приглашаем узкопрофильных специалистов — большой популярностью пользуются курсы по истории кино и музыки. В Masters вы сами создаете свою программу обучения, выбирая именно те темы и направления в искусстве, которые интересны именно вам.

В чем разница между подходом к обучению в российских и западных школах искусства? Почему вы решили ориентироваться в своей школе Masters именно на зарубежный подход  отечественный изжил себя?

Разница подхода состоит в том, что в западных вузах студенты имеют несколько обязательных предметов, а остальные они выбирают самостоятельно. Мы выбрали схожую систему обучения, так как у нас учатся в основном взрослые люди, которые приходят за осознанными знаниями и ценят свое время.

Как бы вы описали целевую аудиторию вашей школы? Судя по не самой низкой стоимости инвестиций в собственное развитие (если говорить не об отдельных лекциях, а о полноценных курсах), это уже работающие люди с определенным достатком. Или же место для подростков, студентов, пенсионеров, желающие «окультуриться», в Masters тоже есть?

На сегодняшний день основная аудитория школы Masters — это слушатели в возрасте «35+». Часто на лекции ходят и семейные пары, многие приглашают своих родителей или приводят детей. Инвестиции в свое развитие и образования особенно востребованы и это очень оправданные инвестиции в наше время. Мы живем в удивительное время, с большим количеством возможностей — важно уметь мыслить широко, чтобы ими воспользоваться.

Есть ли среди ваших выпускников люди, для которых в ходе занятий в школе Masters изучение искусства переросло из увлечения в профессию и они уже могут поделиться первыми творениями?

Если говорить о наших студентах, то мы всегда очень рады их успехам. Практически все слушатели, которые к нам приходят по окончанию одного курса продолжают свое обучение по другим дисциплинам. Для нас это главный показатель и ориентир. Не секрет, что знания в области искусства и креативный подход сейчас очень ценятся, поэтому здесь каждый получает свое - кто-то просто восполняет образовавшиеся пробелы, а кто-то из наших слушателей уже читает свои лекции и приходит к нам за советом – и то, и другое является прекрасным долгосрочным вложением в свою жизнь и личный капитал.

 

Фото: официальная группа школы Masters, пресс-служба школы Masters