Сохраняйте себе — еще есть время посмотреть все эти ленты до конца года.

Джаред Лето в фильме «Бегущий по лезвию 2049» / youtube.com

 

14 декабря прошли первые показы последней громкой премьеры уходящего года – восьмой части «Звездных войн», а обладателей «Оскара» мы узнаем не раньше марта следующего года. Это значит, что ART1 пришло время подвести итоги богатого на кинотриумфы 2017 года и выбрать лучшие ленты по версии экспертов и зрителей.

 

Лучшие фильмы 2017 года по версии зрителей

(на основе рейтинга лучших фильмов года на «Кинопоиске» и топа-250 IMDb)

 

«Тайна Коко» (1 место на «Кинопоиске» и 30 на IMDb)

 

 

«ВАЛЛ-И», «Головоломка», «Вверх»… Кажется, что Pixar уже не подвластно создать более трогательный и универсальный мультфильм со смыслом для взрослых, экшеном для детей и качественной графикой для обоих, но студия раз за разом опровергает эту мысль. «Тайна Коко» хороша тем, что приключения мексиканского мальчика в стране мертвых и его знакомство с загробным миром в прямом и переносном смысле будут одинаково интересны и поучительны для ребенка и увлекательны и наполнены подтекстами для их родителей. Смерть не так страшна, когда в мире живых есть кому тебя помнить.

По словам Антона Долина, «Тайна Коко» — «редкий, если не уникальный, детский фильм о приятии смерти, причем не только собственной, но еще смерти близких и родных. Речь не только о симпатичных скелетах в сомбреро, а о том, как компенсаторные механизмы памяти отменяют смерть и время — при помощи фантазии, в буквальном смысле слова стирая границу между реальностью и выдумкой».  

 

«Ван Гог. С любовью, Винсент» (2 место на «Кинопоиске»)

 

 

Несмотря на то, что эта картина не выходила в широкий прокат, ее рейтинг ожидания достиг 100%. Еще бы — работа над первым в мире фильмом, созданным из картин, велась более шести лет. Каждый кадр представляет собой ожившую картину Ван Гога, составленную из 700 полотен в его стиле. Всего в фильм вошло 65 тыс. картин, написанных 112 художниками из 20 стран. Помимо впечатляющих цифр и нестандартного решения, в фильме рассказывается трагическая история, основанная на письмах Винсента Ван Гога его брату Тео.

Посмотреть фильм можно в петербургской «Родине», московских «Космосе», «Искре» и нескольких кинотеатрах «Каро», а с прокатчиками в вашем городе ознакомьтесь здесь. «Этот фильм — не только потрясающе красивый аттракцион анимированной живописи, но и увлекательный детектив о последних днях жизни гения, покинувшего мир в 37 лет», — отмечает Эмилия Деменцова из THR.

 

«Бегущий по лезвию 2049» (3 место на «Кинопоиске» и 66 на IMDb)

 

 

Этот фильм одновременно ждали и боялись его. Ждали, ведь над ним работал Дени Вильнев, а главные роли сыграли Райан Гослинг, Джаред Лето и Харрисон Форд. Боялись, потому что роман Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» сложен для экранизации. Вышло не лучше и не хуже — по-другому. Несмотря на хронометраж без малого три часа и неспешность, фильм не выглядит затянутым: хочется смаковать каждую деталь, наслаждаться атмосферой и впитывать визуальную наполненность. Ну и по совместительству следить за восстанием репликантов и переживать за душевных роботов.

«Режиссер Дени Вильнев сделал не фантастический блокбастер, а величественный арт-объект», — уверен Олег Зинцов из «Ведомостей». Лучшим подтверждением этому стала сцена-мем с медленно падающим на Гослинга снегом.

 

«Собачья жизнь» (4 место на «Кинопоиске»)

 

 

Это далеко не первый и уж точно не самый высокохудожественный фильм про животных, но именно этой ленте удалось удержать тонкую грань между вылитыми слезами и легкостью после просмотра. Да, животные умирают — но обретают новую жизнь. Да, не все хозяева идеальны — но это не значит, что нужно переставать верить в людей. Светлая грусть, перемешанная с позитивом и приправленная съемкой от лица собаки — замечательный урок гуманизма за пару часов. После просмотра фильма даже заядлые животноненавистники согласятся, что счастье — в том, чтобы у тебя был кто-то, кого можно лизнуть.

По словам Бориса Иванова из Empire, «Собачья жизнь» смотрится как комическая мелодрама, которая «чаще радует, чем предлагает поплакать, и она вгоняет не в депрессию, а в умиление».

 

«Тор: Рагнарек» (5 место на «Кинопоиске», 204 место на IMDb)

 

 

Какой топ лучших фильмов без представителя киновселенной Marvel? На этот раз заключение франшизы про Тора превзошло успех первой и второй частей. В ленте Тайка Вайтити бог молний шутит все искрометнее, а его брат Локи в исполнении невероятно харизматичного Тома Хиддлстона становится все душевнее. В итоге из боевика о противостоянии братьев нечисти и друг другу лента превратилась в комедию с элементами экшена о том, что в семье не без урода. Но этот «урод» в виде новоиспеченной старшей сестры может быть намного хуже, чем старый-добрый Локи. Мораль: цените неидеальных родственников, которые у вас есть, настраивайтесь на позитив и ждите третьих «Мстителей».

«С приходом Вайтити фильм ничуть не потерял в зрелищности, но сильно приобрел в человечности и самоиронии», — замечает Ярослав Забалуев из «Газеты.ру», а Антон Долин добавляет, что «цветастый, вызывающе безвкусный, неприлично смешной и попросту неприличный, но по-детски, третий Тор понравится взрослым и детям».

 

«Аритмия» (6 место на «Кинопоиске»)

 

 

Этот фильм хочется показать каждому, кто «тыкает» в российское кино и знает Ирину Горбачеву только как скетч-королеву российского инстаграма. Картина, в отличие от «Крыма» и «Бабушки легкого поведения», не попала в рейтинг прибыльных российских фильмов, но принесла более ценные вещи. Что бессердечные и равнодушные врачи такие не по своей природе, а по долгу службы и от нереального стремления помочь всем и каждому. Что любые отношения приведут в никуда, если не уделять им должного времени и «забивать» на партнера и на себя (привет, акриловый свитер Ирины, так любимый критиками!).

«Аритмия» — это жизнь, честно перенесенная на экран: порой банальная, иногда неприятная, часто запутанная, но всегда оставляющая надежду на то, что сердечный ритм придет в норму и все наладится. Особенно приятно не бежать от проблем, а пытаться решить их, под музыку Стрыкало и «Сансары». Борис Иванов из Empire отмечает, что «фильму веришь — и хочется исправить ситуацию, а не сбежать подальше из страны, где не может быть ничего хорошего». И хорошее кино все-таки есть.

 

«Время первых» (7 место на «Кинопоиске»)

 

 

Еще один пример российского кино, попавшего «в яблочко» и зрителю, и критику, и отчету Мединского о кассовых итогах. Космос и все с ним связанное — наша стопроцентная тема, и такими фильмами о простых людях в скафандрах эту тему продолжают успешно наполнять. Павел Беляев (Константин Хабенский) и Алексей Леонов (Евгений Миронов) мечтают о подвиге и отправляются покорять открытый космос, но не так идет все, что только может идти. В космосе — два земных человека, без лишнего пафоса и показного героизма, со своими проблемами и разочарованиями, которых с тазиком оливье ждут дома у телевизора их семьи. С одним лишь отличием — как внутренний, так и внешний катарсис в виде приземления в тайге или отказа автоматики — не помеха для героев, которые хотят вернуться домой к своим женам и тарелке салата.

«И режиссура, и сценарий делают ставку не на сам исторический антураж, патриотическую идеологию или действительно впечатляющие для отечественного киноконтекста спецэффекты. Главное здесь — вполне земные характеры», — уверен Юрий Шишкин из «Коммерсанта».

 

«Дюнкерк» (9 место на «Кинопоиске» и 131 место на IMDb)

 

 

Новый фильм Кристофера Нолана ждали вдвойне, ведь это его дебют в картинах по историческим событиям — раньше в ходу были только ремейки, экранизации и оригинальные сценарии. Нолан выбрал тему, в которой хочется сделать акцент на патриотизм: эвакуация 400 тыс. солдат из немецкого окружения. Однако режиссер решил пойти на эксперимент и рассказать историю без морали или пафоса, без визуализации образа врага, без «плохих», «хороших» и вообще любых героев — так, как есть. Фашисты у Кристофера безликие, а у солдатов одна примитивная задача —  выжить. Этот фильм нарекли открытием «взрослого» Нолана, который заменил сбавленный философией многослойный сюжет на бессюжетную киномозаику, основанную на восприятии зрителем экранной безысходности.

По словам Сергея Уварова из «Известий», главное достоинство фильма Нолана — «попытка сделать нечто отличное от того, к чему мы привыкли в военном кино, показать войну не как увлекательную историю, а как патовую ситуацию: ад на земле, воде и в небе». Олег Зинцов из «Ведомостей» добавляет, что все, что нужно донести до зрителя в этом фильме — «мысль о том, что выжить на войне — уже победа».

 

Вторые «Стражи Галактики» (8 место на «Кинопоиске») и «Логан: Росомаха» (10 место на «Кинопоиске» и 187 место на IMDb)

 

Оба фильма — по комиксам, оба — попавшие в десятку лучших, но уступившие «Тору». Но объединить их хочется по другой причине — драматичность темы отцов и детей, которая преобладает в зрелищном экшене. Галактическая компания пытается разобраться, кто отец Питера Кивилла, в то время как в «Логане» отрабатывается тема отношений Росомахи и профессора Икс.

 

Как и полагается, последний фильм про Росомаху стал самым серьезным, а место главного злодея занял не антагонист в исполнении Бойда Холбрука, а старость и последующая смерть — приступы профессора Икс, съедающий Логана адамантий. В противовес создатели дарят зрителю молодость и надежду на лучшую жизнь и новый сиквел в виде Лоры Кинни.

Сергея Степанова радует, что «Логан» стал «не только захватывающим, но и в кои-то веки осмысленным зрелищем», а Алексей Литовченко из «Российской газеты» замечает, что надо «ловить этот мимолетный момент, когда старые супергерои умирают и перед смертью интимно выворачивают себя наизнанку — в ближайшие годы ничего подобного, кажется, не предвидится».

 

 

В «Стражах галактики» франшиза еще в разгаре: динамика нарастает, а герои раскрываются. Это не помешало создателям фильма уделить время не только блокбастерским спецэффектам, но и внутреннему состоянию героев. Картина не претендует на глубокий самоанализ и не многие посмотрят ее больше раза — но приятно констатировать, что супергеройские фильмы попадают в топ не за один лишь «визуальный аттракцион», но и за наличие у комиксовых героев необходимой глубины.

«Ганн, адресуя свой фильм подростковой аудитории, говорит в игровой форме о серьезных важных вещах так, что переживания вымышленных персонажей внезапно обретают пронзительность шекспировских драм», — констатирует Анастасия Рогова из «Известий».

 

«Оно» (13 место на «Кинопоиске»)

 

 

Ремейк фильма по одноименному роману Стивена Кинга стал самой кассовой лентой в истории ужастиков — даже студия Warner Bros. была не готова к такому успеху. Россияне чаще всего искали в поисковике именно эту картину и присвоили ей тринадцатое место в топе «Кинопоиска». Редкость для ремейков и тем более для книжных экранизаций, когда они открывают «второе дыхание» у давно известного клоуна Пеннивайза, терроризирующего детей их страхами.

Ужастик для детей и психологический триллер для взрослых напоминает, что все твои страхи — в голове. Чтобы не позволить тонкому психологу Пеннивайзу или кому бы то ни было вытаскивать их на поверхность, справься с ними сам. А еще лучше — с помощью близких людей, ведь тема важности дружбы в картине тоже на первых позициях. И да будет тебе сиквел «Оно» в 2019 году, сюжет которого развернется уже в наше время.

«Аттракционы с ходячими мертвецами и наливающимися кровью глазами клоуна Пеннивайза здесь разбавлены трепетной, остроумной и очень душевной подростковой историей, напоминающей все лучшие фильмы о подростковой дружбе», — отмечает Алиса Таежная из «Афиши».

 

Фильмы-триумфаторы международных кинофестивалей

 

«Нелюбовь»

 

 

Фильм попал на одиннадцатое место в рейтинге «Кинопоиска», а его слава распространилась далеко за пределы нашей страны. Картина Звягинцева уже получила с десяток наград разных международных фестивалей, включая Каннский, Лондонский и Мюнхенский, была выдвинута на премию «Золотой глобус» (победителей объявят 7 января) и «Оскар» (ждем итогов 4 марта) в категории «Лучший иностранный фильм».

Женя и Борис увлечены своим разводом больше, чем сыном Алешей, который во время одной из ссор пропадает. Кажется, самое время порассуждать о тяжелой судьбе соотечественников и безнадежности российского общества. Однако Звягинцев говорит о том, что неважно, в Москве ты находишься, в Лондоне или Нью-Йорке — живя по инерции и медленно разрушая себя, не жди настоящих чувств и цельности в мире. Это понял Алеша, который сбежал из «комфортного» домашнего мира «нелюбви» в другую, уличную «нелюбовь». А еще посыл Звягинцева услышали западные кинокритики, которым на этот раз удалось проникнуться «загадочной русской душой».

«Послание фильма предельно ясное: весь ужас, который творится вокруг, в стране и мире, — прямой результат наших собственных маленьких усилий по разрушению близких и себя. И если вам кажется, что вас-то чужие беды не касаются, то это лишь иллюзия — нелюбовь уже идет», — рассуждает Антон Долин.

 

«Прочь»

 

 

Журнал Sight & Sound, издание Vulture, американский институт киноискусства (AFI) и британская независимая киноиндустрия BIFA рассыпались в похвале к проходному на первый взгляд ужастику. Главный герой — афроамериканец — приезжает знакомиться с родителями девушки, но выясняется, что они скрытые расисты. В хорроре одним «дочка, ну как ты могла его привести» не отделаться — здесь нужны более радикальные меры.

Тема расизма преподносится не в изъезженном формате скучной драмы, а в триллере с комедийными элементами. Да и расизм здесь не смешан с политикой и историей, речь скорее о том, что до сих пор даже в безобидных фразах белокожих людей есть место колкостям в адрес «черных». Расизм в мелочах никуда не денется — факт, но можно обратить эту тему в новую оболочку, которая и испугает, и рассмешит, и даст почву подумать.

По словам Станислава Зельвенского из «Афиши», «Прочь», в первую очередь, американская история: «она касается отношений двух конкретных рас в конкретное время в конкретной стране — и, скажем, у российского зрителя интерес к этим вопросам будет скорее академический. Но, разумеется, это ничуть не мешает получить от фильма удовольствие — от его остроумия, изобретательности, интеллектуальной дерзости».

 

«Квадрат»

 

 

«Квадрат» Рубена Эстлунда стал обладателем наград Европейской киноакадемии сразу в пяти номинациях и получил на Каннском фестивале  «Золотую Пальмовую Ветвь». В фильме-пародии на современное искусство кража телефона и кошелька у куратора музея оборачивается непредвиденными последствиями. Рубен Эстлунд пародирует в картине не только и не столько арт-объекты, инсталляции и перформансы. Режиссер призывает обратить внимание на общество, которое это потребляет. За светскими беседами скрывается безразличие, за благотворительностью — ненависть человека к человеку, а за окнами богатых галерей — наводняющие город нищие.

«Это фильм не про современное искусство, как бы иронично он его ни песочил. Так называемое современное искусство — полотно, поверх которого Рубен Эстлунд составляет подробную карту тупиков современной Европы. И вид этой карты вызывает стойкое ощущение дискомфорта», — говорит Алексей Литовченко из «Российской газеты».

 

«Зови меня своим именем»

 

 

Лента о любви итальянских молодых людей в 1983 году стала прорывом для исполнителя главной роли Тимоти Чаламета, которого американские издания нарекли «актером года», а Вуди Аллен позвал в свой новый фильм. Любовная история, которая развивается на фоне итальянского лета, не попала в России на широкие экраны — киноманы полагают, что все дело в гомосексуальной теме.

Однако в фильме она не стоит на первом месте, а отношения героев не выглядят противоестественно — в первую очередь, потому, что речь здесь не о «геях» и «сексе», а о первом чувстве. Лента строится на ощущениях от первой любви, которая не выбирает своего героя — для Элио им стал Оливер, называвший партнера «своим именем» и позволявший ему быть собой. Только абстрагировавшись от социальных предрассудков, можно тоже позволить себе влюбиться — в солнечную Италию, ставшую третьим главным героем картины.

«Кино Луки Гуаданьино опьяняет чувствами и разбивает сердца. Одурманивает фривольной атмосферой лета, солнечной Италией, красотой природы и человеческих тел, а также меланхоличным послевкусием, оставляемым этой искренней, трогательной и прекрасной историей первой любви», — делится впечатлением Вадим Богданов из «Нового взгляда».

 

«мама!»

 

 

Новая работа автора «Черного лебедя» и «Реквиема по мечте» Даррена Аронофски еще до выхода на широкий экран поразила своей противоречивостью. На Венецианском фестивале фильм освистали — была ли это демонстрация негатива или свойственный публике в Каннах и Венеции эмоциональный отклик, сказать сложно. В прессе картину сравнили с «Сиянием» Кубрика и назвали новым «Антихристом», а также пообещали, что после «мамы!» «Оно» перестанет нести звание самого страшного фильма года.

Аронофски до последнего держал сюжет в тайне: к молодой паре приходят неожиданные гости — а большего вам знать и не нужно, решил режиссер. Когда даже после просмотра не все поняли картину, ему пришлось ее публично «разжевать»: фильм оказался полон отсылок к Библии, у героев не просто так нет имени, а название фильма умышленно написано с маленькой буквы. Если вы уже смотрели — почитайте про это здесьА если нет — вперед за порцией артхауса от Аронофски искать в фильме множественные библейские, политические и социальные отсылки.

«Неверным было бы видеть в фильме только напыщенный библейский пафос. В конечном счете, перед нами — самый сакральный из существующих сюжетов, пересказанный в жанре малобюджетного хоррора. Да, он не безупречен. Но посмотрите на сотворенный Богом мир. Он что, лучше?», —  задается вопросом Антон Долин. 

А пока вы отправляетесь смотреть эти ленты, ART1 готовит для вас рейтинг самых ожидаемых фильмов 2018 года — не пропустите.

Автор: Ирина Геттингер

Фото: youtube.com