Фоторепортаж с перформанса китайского художника в Петербурге.

Фото Игоря Логвина 

В петербургском музее современного искусства «Эрарта» открылась выставка китайского современного художника Лю Болина, который прославился талантом «играть в прятки» со зрителями. На глазах посетителей музея Лю Болин «вписал» себя в скульптуру Сергея Карева «След червя» и замаскировал под картину «Сады Эдема» двух волонтеров. Фотокорреспондент ART1 посмотрел на перформанс восточного художника-невидимки и попытался понять мотивы его творчества. 

Выставка «Лю Болин. Художник-невидимка», занимающая два этажа музея «Эрарта», будет работать до 20 мая. Экспозицию составили более 50 фотографий, на которых Лю Болин «маскируется» в знаковых местах планеты, а также лайтбоксы и скульптуры.

Почему Лю Болин решил начать «игру в прятки»:

Предпосылкой к «исчезновениям» художника стали события 2005 года, когда при подготовке к Олимпийским играм в Пекине правительство уничтожило международный художественный лагерь Суо Джия Кан. Лю Болин тогда потерял свою мастерскую. Он решил выразить свой протест, но в Китае большинство его форм находятся под запретом. Тогда художник решил придумать свою, оригинальную форму протеста. 

Как Лю Болин «вписывается» в окружающий мир:

— он выбирает фон и место с символическим значением;

— по художнику снимают необходимые мерки и подбирают ему костюм;

— костюм раскрашивается так, чтобы он сливался с фоном;

— Лю Болин надевает костюм и неподвижно стоит в выбранном месте;

— в это время помощники раскрашивают лицо Болина и делают фотографии.

Важное правило: команда художника не использует методы цифровой коррекции фотографий. Кадры передают именно ту погоду и освещение, которые были в день фотосессии. Обычно на одну фотографию уходит день.

Какие проблемы художник поднимает в своих работах:

1) «Прятки» Лю Болина позволяют высказать протест против политического климата или социальной ситуации, сохраняя при этом определенную степень анонимности.

2) Художник осмысляет в своих работах проблемы экологии и глобального потепления с точки зрения того, как они воздействуют на художника и зрителя. Болин ставит под сомнение взаимоисключающие отношения между цивилизацией и ее развитием. 

«С моей точки зрения, в современном обществе постоянно уничтожается значение человека. Несмотря на то что условия жизни улучшаются, люди вычеркивают самих себя в быстро развивающемся потоке. Какое удивительное противоречие! Я выбираю исчезать в различных пространствах, потому что каждый имеет свое значение», — утверждает Лю Болин.

3) Работы Лю Болина можно рассматривать как метафору состояния современного общества, невидимого для превосходящих его сил государства, окружающей среды, консьюмеризма и урбанизации.

По словам художника, «в Китае люди, в особенности простой народ, уже долгое время придерживаются однообразия, тематически окрашенного в красный. Даже их кровь впитала это однообразие поведения и мышления». Это же можно сказать о любой стране и о любом месте. 

Фото Игоря Логвина